Президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков (СААП) Вячеслав Трунаев направил письмо (есть в распоряжении редакции) президенту РФ Владимиру Путину с просьбой предпринять меры для того, чтобы избежать дефицита топлива и сдержать рост цен в пределах инфляции. Ранее с подобной просьбой Ассоциация «Грузавтотранс» обращалась к премьер-министру РФ Михаилу Мишустину, однако ситуация на рынке с того времени мало изменилась.
«В последнее время в стране быстрыми темпами растет стоимость дизельного топлива. Она увеличивается как на оптовом, так и на розничном рынке. … У грузоперевозчиков вызывает серьезное беспокойство скорость, с которой растут цены», — подчеркивает в своем письме Вячеслав Трунаев.
При этом он напоминает, что себестоимость транспортных услуг на треть состоит именно из цены топлива, поэтому его стремительное подорожание рано или поздно отразится на ценах на продукты и другие товары.
Тем более что, по словам президента СААП, «условия продажи топлива корпоративным клиентам стали абсурдными: чем больше объем потребления, тем меньше скидка».
Ситуацию ухудшает еще и череда ремонтных работ на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ).
«Сейчас на плановый профилактический ремонт останавливаются несколько нефтеперерабатывающих заводов, включая такой гигант, как Омский НПЗ. Это означает, что поставки топлива на рынок уменьшатся, и [это] создает угрозу его дефицита», — поясняет Вячеслав Трунаев.
Если топливо исчезнет с заправок, то это приведет к коллапсу экономики, подчеркивает он.
«Убедительно просим Вас вмешаться в ситуацию и оперативно принять все меры для того, чтобы российский рынок был обеспечен необходимым количеством нефтепродуктов, а темпы роста стоимости дизельного топлива не превышали инфляцию», — обратился президент СААП к Владимиру Путину.
Нехватка топлива на заправках
На самом деле ранее в некоторых регионах уже отмечался дефицит топлива (в основном, в южных и частично в центральных регионах) и местные власти уже обращались за решением проблемы на федеральный уровень.
После этого, как можно было понять из заявления Министерства энергетики, часть экспорта переориентировали на внутренний рынок. В самом же ведомстве заверили, что производство полностью удовлетворяет текущий спрос на топливо.
При этом главной причиной снижения объемов топлива на заправочных станциях назвали задержки по срокам доставки на железной дороге. Однако эксперты не исключали, что на фоне ослабления рубля, а также в преддверии снижения компенсационных выплат из бюджета (они уменьшились с сентября) нефтяные компании, чтобы получить большую прибыль, усилили поставки за рубеж.
Одно обращение уже было
Буквально две недели назад президент Ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин обратился с аналогичной просьбой (решить проблему на топливном рынке) к премьер-министру РФ Михаилу Мишустину.
В своем обращении он тоже подчеркивал, что рост цен на топливо продолжает бить рекорды и что его необходимо сдержать в пределах инфляции.
Правда, в качестве решения вопроса Владимир Матягин предложил, по сути, ввести государственное регулирование цен на топливо, что эксперты считают маловероятным.
Для государственного регулирования необходимо зафиксировать цены не только в рознице, но и в опте (мелком и крупном) и предусмотреть механизм ограничения экспорта, иначе в условиях низкой цены на внутреннем рынке нефтяные компании неизбежно начнуть наращивать поставки за рубеж.
В несколько раз выше инфляции
Как свидетельствуют данные Росстата, за период с 28-го августа по 4-е сентября цены на дизельное топливо в среднем по стране увеличились на 1,3%, а на бензин — на 0,5%, хотя в отдельных регионах рост цен оказался значительно больше. В Чеченской Республике, например, за несколько дней бензин подорожал на 4,8%.
При этом официальная инфляции за этот же период составила 0,11%.
То есть: рост цен на бензин опередил инфляцию в 4,5 раза, а на дизельное топливо — вообще почти в 12 раз.