14.11.2023

Федеральное дорожное агентство совместно с профильными ведомствами продолжает реализацию программы по восстановлению существующих и введению новых автоматических пунктов весогабаритного контроля (АПВГК). Эта комплексная работа направлена на обеспечение сохранности и безопасности автомобильных дорог.

К концу 2030 года на федеральной дорожной сети будут функционировать 417 пунктов, из них 371 ‒ на трассах Росавтодора. Ключевая задача – объединить все пункты в единую федеральную государственную информационную автоматизированную систему весогабаритного контроля транспортных средств (АСВГК).

Минтрансом России подготовлены изменения в федеральный закон № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности…». Данной редакцией законопроекта как раз вводится само понятие АСВГК. Планируется, что система будет формировать акты результатов измерений весовых и габаритных параметров со всех автоматических пунктов страны и станет общим центром сбора, обработки, анализа и хранения информации, в том числе поступающей со стационарных и передвижных пунктов.

Также в ходе создания системы весогабаритного контроля будет решена проблема неотвратимости наказания в случае массового сокрытия государственных регистрационных знаков – сейчас это более 80 % нераспознанных нарушителей.

В АСВГК будут формироваться все акты измерений весогабаритных параметров – как на автоматических, так и на передвижных и стационарных пунктах. К подключенным точкам предъявляются единые требования подключения и защиты информации. Часть функций системы должна быть реализована к сентябрю 2024 года, но основное подключение всех пунктов к АСВГК начнется с 1 марта 2025 года.

«Большинство пунктов весогабаритного контроля на подведомственной дорожной сети Росавтодора построены еще до 2020 года. В этом году ведомством разработана программа, которая предусматривает до 2025-го включительно восстановить работу всех имеющихся пунктов, а именно – 60 АПВГК. На сегодняшний день у нас уже администрируются 12 из них. Также планируется ввод 311 новых пунктов. При выборе места для размещения мы руководствуемся основными точками транспортного спроса, где наблюдается наиболее интенсивный поток грузового транспорта. К сожалению, многие перевозчики при попытке снизить издержки при перевозке неделимых грузов превышают допустимые параметры по габаритам, нагрузке на ось и общей массе транспортного средства. Всё это наносит огромный вред автомобильным дорогам ‒ речь идет о миллиардах рублей даже в пределах отдельно взятого субъекта РФ», – прокомментировал заместитель начальника Управления эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства Роман Беккер.

Кроме того, для повышения эффективности общих мер по сохранению в нормативном состоянии федеральных автомобильных дорог Росавтодором разработан проект программы устройства новых автоматических пунктов именно в рамках работ по капитальному ремонту, строительству и реконструкции.

«Методика установки следующая. Делается небольшая штраба в асфальте размером 80 на 80 мм, вклеиваются датчики, которые охватывают полосу движения шириной от 3,75 до 4,2 м. Далее, чтобы датчики никак не выступали за поверхность дорожного полотна, проводится шлифовка с помощью алмазных дисков. Сами считывающие устройства крайне прочные, хоть и миниатюрные – шириной не более 60 мм. При проезде грузового транспорта за считанные миллисекунды измеряется поле давления шины на асфальт. И затем эти данные после автоматических расчетов позволяют узнать полную массу транспортного средства. Погрешность данных составляет менее 10 %, что укладывается в разрешенные приказом Минтранса России и постановлением Правительства РФ параметры. В любом случае погрешность отдается в пользу водителя транспортного средства. Ведь основный смысл системы – не оштрафовать, а дисциплинировать. И конечно, добиться увеличения срока службы российских автомобильных дорог», – подытожил генеральный директор АО ВИК «Тензо-М»** Михаил Сенянский.

На пунктах весогабаритного контроля установлено табло обратной связи для информирования водителя о нарушениях. Во время проверки система отправляет всю необходимую информацию в защищенную базу данных ФКУ «Росдормониторинг». Там дополнительно уточняются показатели превышения, а также изучается факт наличия специального разрешения. В случае его отсутствия информация о нарушителе направляется в Ространснадзор, где и происходит вынесение постановлений о привлечении к административной ответственности.

Важно, что система штрафов направлена на предотвращение нарушений, соблюдение весогабаритных параметров и сохранение дорог. Вместе с тем взимаемые с перевозчиков штрафы поступают в федеральный дорожный фонд, откуда идет финансирование на проведение различных дорожных работ.

Планируется, что в единую систему будут включены АПВГК, расположенные не только на федеральных, но и на региональных дорогах.

«Приведение дорог в нормативное состояние – ключевая задача в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». В минувшем году мы преодолели знаковый рубеж в 50 % региональных дорог в нормативе. Сделали это на два года раньше запланированного срока. Хороший результат, однако крайне важным остается вопрос сохранности существующей дорожной сети. Необходимо минимизировать те негативные нагрузки, которые оказываются транспортными средствами, следующими с перегрузом. И эта задача наиболее эффективно может реализовываться с помощь грамотно организованной системы весогабаритного контроля. На сегодняшний день на региональной сети введены 386 АПВГК. Этот показатель также является «паспортным» для нацпроекта «Безопасные качественные дороги». К концу 2030 года в 81 субъекте РФ должны работать уже 598 автоматических пунктов контроля на региональных и местных автомобильных дорогах», – отметил председатель Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве, генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин.

При этом в настоящий момент активно ведется параллельная работа по организации своевременного и наиболее полного информирования пользователей дорог о зафиксированных превышениях их транспортных средств через личный кабинет.

Росавтодор

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики