В Государственную Думу внесен законопроект, который вводит ответственность за нарушение правил проезда через пункты весогабаритного контроля, корректирует санкции за несоблюдение весогабаритных норм для грузовиков и в принципе для всех водителей в несколько раз увеличивает штрафы за невыполнение требования должностных лиц об остановке транспортного средства. Правда, предполагается, что этот законопроект, хотя и поддержан Правительством РФ, в последующем должен быть доработан.
Напомним: на данный момент отказ водителя остановиться по требования должностных лиц (сотрудников ГИБДД, Ространснадзора, таможенных органов) наказывается штрафом в размере от 500 до 800 рублей.
Однако авторы законопроекта считают, что такие минимальные санкции, которые могут быть в несколько раз ниже тех, которые предусмотрены за нарушение тех или иных правил ПДД или перевозки грузов, никак не способствуют тому, чтобы водитель остановился для проверки.
«На сегодня в различных регионах правонарушителю, независимо от того, в каком состоянии он находится, какой груз и в каком количестве он перевозит, экономически выгоднее не выполнить законное требование сотрудников контролирующих органов об остановке транспортного средства … и гипотетически заплатить за это несколько сотен рублей, чем платить предусмотренные законодательством существенные штрафы от ста тысяч рублей, а также лишиться права управления транспортным средством за нарушение иных статей КоАП РФ при их очевидном наличии», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
При этом отсутствие более жестких санкций за повторный отказ от остановки приводит к тому, что водитель, ничем существенным не рискуя, может «не единожды, а многократно» нарушать данное правило, полагают законодатели.
Таким образом, они предлагают увеличить штрафы за невыполнение требования об остановке в несколько раз — до 7-10 тыс. рублей, а при повторном нарушении ввести санкции в виде лишения права управления транспортным средством на срок до шести месяцев.
Правда, в Правительстве РФ эту норму считают необходимым доработать с тем, чтобы разделить ответственность для водителей легкового и грузового транспорта и ужесточить санкции именно для последних.
Весогабаритный контроль
Что касается весогабаритного контроля грузовиков, то в этом случае законодатели хотят ввести сразу несколько изменений.
С одной стороны, документом предусмотрены даже некоторые послабления. Так, в частности, законопроект предлагает уравнять ответственность за превышение весогабаритных параметров с наличием разрешения и отсутствием такового.
Если сейчас, например, за превышение габаритов грузовика на 10-20 см или весовых норм на 10-20% с владельца транспортного средства взимается штраф в размере 250 тыс. рублей, а за такое же отступление весогабаритных параметров от указанных в специальном разрешении — в размере 200 тыс. рублей, то с принятием законопроекта санкции в обоих случаях хотят сделать одинаковыми.
Это значит, что при несоблюдении весогабаритных норм на 10-20 см или на 10-20% штраф тоже составит 200 тыс. рублей, а при превышении на 20-50 см или на 20-50% — 300 тыс. рублей (а не 350 тыс. рублей, как сейчас).
Однако с другой стороны законопроект предлагает сразу несколько новых норм.
Так, во-первых, предусматривается отдельная ответственность за отказ от прохождения весогабаритного контроля: для водителя — в размере 10 тыс. рублей, а также в виде лишения прав на шесть месяцев, для владельца транспортного средства — в размере 100 тыс. рублей.
А во-вторых, вводятся санкции за нарушение правил проезда через автоматические пункты весогабаритного контроля (несоблюдение дистанции между грузовиками, выезд на встречную полосу движения или обочину и т.п.) — 400 тыс. рублей с собственника автомобиля.
Кроме того, законопроект может изменить градацию штрафов за минимальные габаритные превышения (до 10 см), оставив, как и во всех остальных случаях, санкции только для владельцев грузовиков (в размере 100 тыс. рублей), в то время как сейчас предусмотрены различные штрафы для водителей (от 1 тыс. до 1,5 тыс. рублей), должностных лиц (от 10 тыс. до 15 тыс. рублей) и юридических лиц (от 100 тыс. до 150 тыс. рублей).
В целом, как полагают авторы, законопроект будет способствовать повышению уровня безопасности дорожного движения и сохранности автомобильных дорог.