Российские регионы не готовы к новым правилам установки дорожных камер и опасаются, что после 1 сентября часть действующих комплексов фотовидеофиксации придется отключить. Дискуссия об этом состоялась после презентации Минтрансом третьей версии проекта правил. Среди прочего документ переводит в разряд обязательных существующие сейчас рекомендательные технические требования к камерам, в том числе к погрешностям измерения и формату фотоснимков. Судьба проекта решится на этой неделе.
“Ъ” обратил внимание на заседание рабочей группы «Безопасность дорожного движения», которое прошло в четверг в рамках «регуляторной гильотины». На нем Минтранс представил вновь доработанный проект правил установки камер, отслеживающих дорожное движение.
Напомним, речь идет о проекте постановления правительства, которое должно вступить в силу 1 cентября вместе с уже принятым федеральным законом №197. Этот закон устанавливает общие правила для систем фиксации нарушений (например, допустимые места установки и порядок согласования монтажа). А в постановлении должны быть закреплены важные технические детали — к примеру, расстояние от предупреждающих знаков до самой камеры.
Первые две версии постановления были представлены в ноябре и декабре, “Ъ” подробно рассказывал о них. В третьей версии Минтранс отказался от идеи штрафовать за нарушение скоростного режима, предложенного динамическими табло. Такие табло часто стоят на крупных магистралях, во время непогоды они призывают водителей сбавить скорость. Но большинство водителей воспринимают эти ограничения как необязательную рекомендацию. В декабрьской редакции проекта Минтрас предложил отслеживать камерами соблюдение водителями «подсказок» табло. Публикация “Ъ” об этом вызвала резонанс, МВД выступило против инициативы — и вот теперь ее убрали из документа.
Параллельно Минтранс решил вернуть запрет на установку камер, фиксирующих скорость, ближе чем на 1 км друг от друга в населенных пунктах и ближе чем на 5 км за городом.
Эта норма была в самой первой версии проекта, затем ее исключили и вот теперь снова вернули. Однако у запрета появились исключения: камеры можно будет ставить с любой частотой, если они нужны для устранения очага аварийности или если этого требует ГИБДД.
Также новая редакция постановления переводит из рекомендательного в обязательный статус ГОСТ Р 57144 от 2016 года. Он закрепляет технические требования к камерам, например погрешности измерений, состав фото- и видеоматериалов для доказательной базы, диапазоны измеряемых скоростей, требования к антивандальной защите и т. д. Напомним, что МВД с 2022 года готовит поправки к этому стандарту.
Эксперты, приглашенные на заседание рабочей группы, раскритиковали третью версию документа. Так, замдиректора ГКУ «Тулаавтодор» Анна Седова рассказала, что часть передвижных камер в регионе не соответствуют требованиям ГОСТа: они не формируют «коллаж» из фотографий машины. До 1 сентября это не является нарушением, поскольку сейчас ГОСТ рекомендательный, но затем камеры придется убрать или отключить. Госпожа Седова попросила Минтранс обратить на это внимание «с точки зрения эффективного использования денежных средств». По данным “Ъ”, на обязательности ГОСТа настояла ГИБДД.
Директор ГКУ «Региональный навигационно-информационный центр» Саратовской области Евгений Остроумов заявил, что «половина камер» в его регионе не соответствует требованиям третьей версии документа.
Также он обратил внимание на норму, которая допускает установку на дорогах неких «информационных щитов», предупреждающих о камерах, однако в документе не содержится требований к размеру, цвету фона и вообще внешнему виду этих щитов.
По сведениям “Ъ”, третью редакцию не поддерживает и Центр организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы. Там также опасаются, что часть столичных камер придется исключить из системы фотовидеофиксации (сегодня их в городе 3,8 тыс.). Впрочем, в официальном комментарии ЦОДД ограничился сообщением, что «транспортный комплекс Москвы направил в соответствующие органы свои предложения и уточнения для рассмотрения итогового проекта постановления». В центре отметили, что снизить аварийность в городе за последние годы удалось во многом благодаря системе фотовидеофиксации нарушений.
Компания «МВС груп» (оператор подмосковной системы фотовидеофиксации) не видит проблем в переводе ГОСТ 57144 в обязательный статус, поскольку «техтребования к комплексам должны быть едиными для всех». Также компания поддерживает решение вернуть минимально допустимое расстояние между камерами, но считает, что законодательство в этой части надо дорабатывать. «МВС груп» напоминает, что с 1 сентября камеру нельзя будет установить в месте, где происходят только мелкие ДТП без пострадавших, и этот вопрос нужно обсудить заранее. «Существует ряд методологических решений, позволяющих «предсказывать» опасные места на основе анализа различных данных, например конфигурации улично-дорожной сети, наличия поблизости социальных объектов и т. п.,— пояснили в компании.— Применение этих методик при определении мест установки комплексов позволит не допускать жертв».
«Документ нуждается в доработке в целях уточнения неопределенностей, связанных в том числе с местами размещения камер на дорогах»,— резюмировал сопредседатель рабочей группы «Безопасность дорожного движения» в рамках «регуляторной гильотины» Евгений Литвин.
Дальнейшая судьба проекта — будет он отправлен на доработку или поддержан — зависит от голосования рабочей группы. Оно пройдет на этой неделе. К 1 сентября правительство также должно утвердить правила передачи информации с камер в ГИБДД, это отдельный документ, который также будет обсуждаться.
По данным ГИБДД, на конец 2023 года на дорогах РФ работало 25,2 тыс. стационарных, 3,1 тыс. передвижных и 900 мобильных камер. С их помощью в прошлом году вынесено более 220 млн административных штрафов — на 20% больше, чем годом ранее.