После того как в прошлом году тарифы на автомобильные перевозки грузов увеличились чуть ли не в два раза, в этом году на рынке наблюдается отрицательная динамика. В среднем, за десять месяцев ставки снизились на 13,5%. Как пояснил международной логистической платформе Trans.ru генеральный директор транспортной компании Delko Санджар Ашуралиев, основной причиной этого является рост предложения, которое превышает текущий спрос. В итоге, тарифы сейчас не окупают все затраты перевозчиков. К концу года ставки еще могут увеличиться, но незначительно — на 3-5%. В следующем же году развитие ситуации на рынке будет зависеть от многих факторов, в том числе от тарифной политики «РЖД» и внедрения электронного документооборота.
«В 2024-м году на рынке отмечается отрицательная динамика тарифов на перевозки грузов автомобильным транспортом в сравнении с высокой базой 2023-го года: за январь-октябрь они снизились на 13,5%», — отмечает Санджар Ашуралиев.
По его словам, главным образом такая тенденция связана с ростом количества игроков на рынке. Как поясняет генеральный директор Delko, на рынок зашло много несистемных перевозчиков с автопарками от трех до пяти машин.
В отличие от прошлого года, когда ощущался дефицит грузовой техники, что не в последнюю очередь влияло на повышение тарифов, сейчас перевозчики уже смогли расширить свой автопарк.
«По данным ГИБДД, в 2023-м году в страну было ввезено и поставлено на учет рекордное количество грузовиков — почти 56,7 тыс., что в два раза превышает показатель 2022-го года. Особенно много техники было закуплено во втором полугодии на фоне роста ставок на автомобильные грузоперевозки на 30% год к году», — поясняет Санджар Ашуралиев.
Кроме того, и крупные ритейлеры наращивали количество собственного транспорта.
В итоге, в 2024-м году перевозчики столкнулись с ситуацией, когда предложение на рынке превысило текущий спрос.
«В настоящее время крупные, системные транспортные компании работают в минус — практически в условиях борьбы за выживание. Сколько компаний и как долго смогут это выдержать, прогнозировать сложно», — отмечает генеральный директор Delko.
По его мнению, в последние два месяца года ставки еще могут вырасти, но ненамного — на 3-5%. «Драйвером роста будут перевозки с сохранением температурного режима: уже сейчас на рынке ощущается дефицит полуприцепов-рефрижераторов, который побуждает перевозчиков поднимать тарифы», — указывает Санджар Ашуралиев.
Плюс, на тарифную политику на рынке все так же будут влиять заработные платы водителей, переход на более дорогое зимнее топливо, высокая ключевая ставка и увеличивающая стоимость лизинга.
В следующем году к этим факторам добавятся увеличение налога на прибыль до 25%, планируемое «РЖД» существенное (как минимум на 13,8%) повышение тарифов, из-за которого часть грузов будет перенаправлена с железной дороги на автомобильный транспорт, индексация платы по системе «Платон», подорожание топлива, дефицит водителей и пр.
«На наш взгляд, на этом фоне рынок может развиваться по двум сценариям. Если сохранится профицит предложений грузоперевозчиков, тарифы вырастут незначительно — на 9-10% год к году. Но возникновение даже минимального — в 1-2% — дефицита грузоперевозчиков толкнет ставку вверх и рост может составить уже 20% и более», — считает генеральный директор Delko.
По его словам, на оба сценария также может сильно повлиять расширение электронного документооборота в отрасли, что поставит индивидуальных предпринимателей и системных перевозчиков в одинаковые условия игры.
«К тому же, Минэкономразвития прогнозирует рост ВВП ниже, чем в 2024-м году, то есть грузов станет меньше, что также может отразиться на динамике тарифов», — заключает Санджар Ашуралиев.