Ставки на автоперевозки должны вырасти на 20-25%, чтобы обеспечить существование транспортных компаний и минимизировать количество банкротств. Об этом в эфире Общественного телевидения России рассказал генеральный директор компании ТРАСКО Евгений Шакалида.
Предприниматель отметил, что сегодня 70% фур в России принадлежат частникам и индивидуальным предпринимателям, ещё какая-то часть — малым и средним компаниям, и совсем небольшая часть автопарка принадлежит крупным игрокам.
— Все мы работаем сейчас в разных условиях, играем по разным правилам <…> многие перевозчики позволяют себе не оплачивать «Платон», скрывать свою выручку. И <демпинг со стороны таких перевозчиков> мешает средним компаниям становится крупными, а крупным — усиливать позиции на рынке, — отметил Евгений Шакалида.
По словам эксперта, для устранения этой проблемы необходимо создать и соблюдать равные условия для всех участников рынка вне зависимости от формы собственности.
Говоря о нехватке кадров, предприниматель отметил, что в 2023 и 2024 году резко выросли зарплаты сотрудников транспортных компаний, в первую очередь — водителей грузовиков. Но сегодня рост зарплат остановился, т. к. возможности повышать зарплаты больше нет — иначе перевозки станут нерентабельными. Доля затрат на ФОТ в себестоимости перевозки превышает 30%, что очень много.
Ещё одна актуальная проблема — повышение ключевой ставки, из-за которого многие компании, развивающиеся за счёт привлечённого финансирования, могут не справиться с исполнением лизинговых обязательств. Евгений Шакалида напомнил, что по некоторым оценкам в текущем году перевозчики уже вернули лизингодателям порядка 16 тысяч машин. Эксперт не стал отвечать на вопрос, сколько компаний должны уйти с рынка, чтобы перевозки стали рентабельными для всех его участников, но отметил, что тарифы для этого должны вырасти на 20-25%.
Напомним, недавно Прайм со ссылкой на «АвтоГрузЭкс» и «Деловую Россию» сообщил, что ставки на автомобильные грузоперевозки в 2025 году могут вырасти на 20% из-за резкого увеличения их себестоимости.