В 2025-м году доля приобретаемых в лизинг грузовиков может снизиться на 60%. Об этом говорится в обзоре «ПЭК», подготовленном совместно с «АвтоГрузЭкс» и Dentro. В нем отмечается, что основной причиной сокращения лизинга может стать резкое увеличение лизинговых ставок. Так, например, предполагается, что в наступившем году этот показатель продолжит расти и может достигнуть 29-30%. Одновременно банки, которые стремятся уменьшить количество выданных продуктов на объем капитала, продолжат повышать размер надбавок по лизинговым договорам. В результате, на фоне резкого падения рентабельности транспортные компании будут вынуждены ограничивать обновление и пополнение автопарков, что может привести к снижению количества доступной техники по всей стране.
За январь-ноябрь прошлого года доля лизинга при покупке грузовой техники в России уже снизилась на 21%, до 61 тыс. транспортных средств, в 2025-м году этот показатель рискует уменьшиться еще на 60% год к году, до 38 тыс. автомобилей, считает финансовый директор «ПЭК» Роман Ромашевский.
По его словам, основной причиной наблюдающейся тенденции является повышение лизинговых платежей в сегменте грузовой техники на четверть год к году — до 26-27%. Плюс, одновременно с ростом ключевой ставки увеличились и банковские надбавки к ней — на 3 п.п. год к году.
«Несмотря на то что 20-го декабря Банк России сохранил ключевую ставку на уровне 21%, в перспективе многие финансовые организации ожидают дальнейшего увеличения показателя и поэтому фиксируют надбавку в 5-6% в лизинговых договорах на несколько лет вперед», — подчеркивает Роман Ромашевский.
Кроме того, для того чтобы вернуть перегретую экономику в равновесное состояние, Банк России усиливает требования к выдаче кредитов, лизинговых и других финансовых продуктов.
«ЦБ увеличивает макропруденциальные надбавки для финансирования лизингодателей и, регулируя объем выдачи кредитов, напрямую влияет на уровень ставок. Основная задача — сократить количество выданных финансовых продуктов на тот же объем капитала и при этом повысить их доходность. Результат — повышение чистой прибыли банков по всей России и наращивание капитала на будущий год», — поясняет финансовый директор «ПЭК».
В обзоре уточняется, что к декабрю 2024-го среднемесячный лизинговый платеж вырос на 40%, до 317 тыс. рублей на один грузовой автомобиль.
В результате, «итоговая стоимость сцепки (тягач и полуприцеп) с учетом лизинговых платежей на 48 месяцев увеличилась на 6%, до 14,1 млн. рублей», — отмечает операционный директор Dentro Илез Хамурзиев.
В следующем году, по прогнозам Романа Ромашевского, лизинговая ставка вырастет на 30 п.п., до 29-30%, а в реальном выражении среднемесячный лизинговый платеж на один автомобиль достигнет 360 тыс. рублей.
По мнению Илеза Хамурзиева, стоимость сцепки к этому моменту может достигнуть 25 млн. рублей. «В таких условиях перевозчикам невыгодно приобретать новую технику, поэтому компании вынуждены ограничивать обновление и пополнение автопарков», — подчеркивает операционный директор Dentro.
Как отмечает финансовый директор «ПЭК», на фоне резкого роста ставок транспортные компании будут обновлять технику преимущественно за счет собственных средств. Как следствие, доля лизинга в структуре продаж грузовиков может снизиться до рекордных 53%.
Для сравнения: ранее наиболее низкий показатель за пять лет был зафиксирован в 2019-м году на уровне 68%.
Правда, для облегчения финансовой нагрузки на перевозчиков в 2025-м году Правительство РФ продолжит программу льготного лизинга для отечественной техники, в рамках которой на авансовый платеж предусматривается скидка в размере 10% от стоимости транспортного средства.
Это позволит сократить затраты перевозчиков на приобретение техники, а значит — будет способствовать пополнению и обновлению автопарков в России, говорит президент «АвтоГрузЭкс» Вадим Филатов.
«Однако с учетом нехватки отечественных тягачей на российском рынке и резкого роста утильсбора на иностранную технику (с 1-го октября 2024-го года — на 75-80% год к году, с 1-го января 2025-го года — еще на 10-20% – прим.), этого недостаточно», — добавляет он.
По словам Вадима Филатова, на фоне роста затрат на закупку техники, повышения уровня оплаты труда сотрудников, снижения тарифов (на 8,8% год к году за период январь-ноябрь 2024-го года) и развития недобросовестной конкуренции на рынке рентабельность транспортных компаний снизилась на 10% и перевозчики вынуждены ограничивать свое развитие.
Так, в частности, как свидетельствуют данные НАПИ, в 2024-м году около 17,5 тыс. грузовых автомобилей, взятых в лизинг, были досрочно возвращены в сток.
«Чтобы избежать нехватки транспортных средств для доставки грузов, важно разработать дополнительные меры, которые позволят снизить финансовую нагрузку на перевозчиков. В настоящее время «АвтоГрузЭкс» готовит предложения совместно с государственными органами и бизнес-сообществом», — резюмировал Вадим Филатов.