Сегодня 16 января 2025

16.01.2025

Практически каждый пятый приобретенный в России в 2024-м году новый крупнотоннажный грузовик — это китайский Sitrak C7H, свидетельствуют данные аналитического агентства «Автостат». Следующие три места в пятерке лидеров тоже принадлежат китайским моделям, и только на пятом месте находится отечественный «КамАЗ-54901», который относится к последнему поколению К5. А вот лидерство в сегменте среднетоннажных грузовиков по итогам прошлого года держит отечественная модель GAZ Gazon NEXT с долей на рынке в 23%. При этом продажи среднетоннажной техники в 2024-м году в целом показали неплохой рост — +22,4%, в то время как продажи крупнотоннажных машин просели почти на 19%.

Крупнотоннажные грузовики

Из всех 102 007 реализованных в 2024-м году грузовых автомобилей массой от 16 тонн (сегмент крупнотоннажной техники — HCV) на продажи Sitrak C7H приходится 19 374 машины, то есть пятая часть.

Причем, что интересно, Sitrak C7H является наиболее востребованным и среди всех представленных в России транспортных средств этой китайской компании. Как свидетельствуют данные «Автостата», лишь 35 машин под брендом Sitrak относятся к другим моделям. Все остальное, проданное Sitrak в России в 2024-м году, это, повторимся, Sitrak C7H.

Мало того, Sitrak C7H с большим отрывом обгоняет модели других брендов. Так, на втором месте по популярности находится Dongfeng 4180 с показателем в 7 346 автомобилей, на третьем — Shacman SX3258 (5 236 машин), на четвертом — FAW J7 (4 334 транспортных средства).

Что касается отечественных моделей, то магистральный тягач последнего поколения К5 «КамАЗ-54901» занял только пятое место с результатом в 4 324 грузовика. В десятке также находятся и другие представители российского автоконцерна — «КамАЗ-43118» и «КамАЗ-65115».

Кроме того, среди лидеров продаж значатся Shacman SX3318, FAW CA3250 и Howo 1167.

При этом китайский Sitrak в целом, обогнав «КамАЗ», стал наиболее востребованным брендом крупнотоннажных грузовиков, реализованным в России в 2024-м году. Отечественный «КамАЗ» сместился на второе место. И, помимо него, из российских компаний в топ-10 присутствует еще только «Урал». В лидеры также входит белорусский «МАЗ», а остальные — это китайские бренды.

Впрочем, все лидеры, за исключением только Dongfeng (+99,8%) и Sany (+77,4%), в 2024-м году продемонстрировали падение продаж. Да и в целом, количество реализованных в прошлом году крупнотоннажных грузовиков, по сравнению с 2023-м годом, снизилось на 18,8%.

Правда, эксперты изначально предрекали такой ход событий, поскольку 2023-й год в принципе показал рекордные за предыдущие 17 лет продажи, а это значит, что перевозчикам удалось на некоторое время обеспечить свои потребности в грузовом автопарке.

На итоговые цифры в конце года повлияло также резкое (на 70%) повышение с 1-го октября ставок утилизационного сбора на импортируемую грузовую технику. Это видно и по статистике декабря, где отечественный «КамАЗ» чуть ли не с двойным отрывом обогнал все-таки китайский Sitrak.

Среднетоннажные грузовики

На рынке среднетоннажных грузовых автомобилей массой от 3,5 до 16 тонн (MCV) результаты 2024-го года выглядят гораздо радужнее. Всего в этом сегменте за год было продано 21 999 транспортных средств, что на 22,4% больше, чем в 2023-м году.

Возможно, такая тенденция объясняется все продолжающейся востребованностью на курьерскую и внутригородскую доставку. Кроме того, в сегменте MCV представлено больше отечественных компаний, что минимизирует различные сложности и барьеры, связанные с импортом иностранной техники.

Так, например, и лидером продаж среди среднетоннажных грузовиков в 2024-м году стала именно отечественная модель — GAZ Gazon NEXT, ей принадлежит доля в 23%.

Что примечательно, в топ-5 также входит GAZ Sadko NEXT (5-е место) и две модели от «КамАЗа» — «Компас-9» (3-е место) и «Компас-12» (4-е место).

Из китайцев в пятерку лидеров (правда, на второе место) «прорвался» лишь JAC N120.

Кстати, в сегменте MCV, как и в сегменте крупнотоннажных грузовиков, наиболее востребованная модель обгоняет своих конкурентов с довольно значительным перевесом: если отечественному GAZ в 2024-м году удалось реализовать 5 061 автомобиль GAZ Gazon NEXT, то занимающий второе место грузовик JAC N120 в прошлом году был продан в количестве 2 381 единицы, то есть в два раза меньше.

Однако при этом, в отличие от сегмента крупнотоннажных грузовиков, лидеры рынка MCV по итогам прошлого года в основном показали рост продаж, что еще раз подтверждает: перевозчики, представляющие курьерскую и внутригородскую доставку, все еще продолжают обновлять свой автопарк.

В минус по показателям ушли только отечественные NEFAZ (-53,3%) и «Урал» (-13,1%), а также японский ISUZU — -0,9%.

Транс ру

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики