С начала года в Ростове штрафы для грузовиков, которые игнорируют знак «Движение грузовых автомобилей запрещено», выросли на порядок — до 5 тыс. руб., а при повторном нарушении — 10 тыс. руб. Эти знаки теперь установлены таким образом, что, образуя так называемый грузовой каркас, закрывают въезд в центр города всем грузовикам в принципе, а не только массой более 26 тонн. В том числе и тем, что везут в центр города продукты, ремонтируют коммуникации и строят дома, а не только транзитерам. Штрафы для компаний, которые обслуживают объекты в центре Ростова, измеряются уже сотнями тысяч и даже миллионами рублей на одно юрлицо. Власти и депутаты согласны с тем, что проект нуждается в серьезной доработке. Транспортники требуют приостановить выписку штрафов до наступления светлого будущего.
Юрист Константин Немиров подготовил иск в Ростовский областной суд от лица порядка 50 транспортных компаний и предпринимателей, которые считают, что новые правила въезда грузовиков в центральную часть Ростова, которые принято именовать грузовым каркасом, нарушают их права.
Каркас был призван ограничить въезд в центр города грузовиков массой более 26 тонн. При этом программа предусматривала ряд исключений для машин, задействованных в жизнеобеспечении центра, с внедрением системы разовых пропусков и временных ограничений. Из всего этого выполнен собственно сам каркас — в виде знаков, запрещающих грузовиками въезд в центр города, камер и штрафов, которые с начала года выросли на порядок. При этом, по словам Константина Немирова, система Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) ГУ МВД России по Ростовской области выписывает штрафы машинам самой разной грузоподъемности, в том числе и массой менее 26 тонн, а о спецпропусках для компаний, которые работают на объектах в центре Ростова, в ГИБДД не слышали.
— У меня есть квитанция о штрафе владельцу КамАЗа 65115, полный вес которого 25,2 тонны. Мне говорили, что штрафы получили даже владельцы старых ЗИЛов. Теперь каждый грузовик, который въезжает в центр в любое время, а не только в обозначенные как запретительные интервалы с 07.00 до 10.00 и с 17.00 до 20.00, получает штрафы в размере 5-10 тыс. рублей. Некоторые предприниматели получили в январе штрафов на 300 тысяч и больше. Спецмашинам водоканала, по слухам, уже выписали на 7 млн рублей. Ограничения затронули все машины, которые работают на стройках, доставляют продукты питания, обслуживают коммунальные объекты. Единственное исключение — «Почта России» и машины «Спецсвязи». Работа многих компаний парализована. Кто-то выходит из положения, маскируя номерные знаки с помощью тряпок, грязи и прочего, — говорит Константин Немиров.
От штрафа, по словам транспортников, можно избавится, только если подать письменную жалобу через «Госуслуги» или лично в ЦАФАП. После подачи начинается интересная ситуация. Примерно половина штрафов отменяется. Но только половина. Кроме того, многие штрафы приходят с опозданием, когда обжаловать их уже поздно.
— Логика, по которой ЦАФАП принимает решения, не известна. Получается некая рулетка. По-прежнему никакого законного порядка формирования списка исключений для грузовиков, которые работают в центре города, не существует, — сетует юрист.
От лица своих доверителей Константин Немиров направил жалобы в Прокуратуру Ростовской области, Генеральную прокуратуру РФ, Управление Госавтоинспекции ГУ МВД по РО, Главное управление МВД по РО, в администрацию президента РФ. Пока ответов нет. Кроме того, от лица своих доверителей юрист подготовил исковое заявление в Ростовский областной суд с требованием приостановить частично реализацию Решения ростовской гордумы № 173 и в качестве обеспечительной меры деактивировать дорожные знаки грузового каркаса.
С наличием проблемы согласился новый руководитель региона. Выступая публично, Юрий Слюсарь подчеркнул, что позиция власти по поводу запрета на въезд в город 26-тонников твердая. В то же время он согласился с тем, что под штрафы попали и те, в отношении которых должны действовать исключения.
Однако пока никаких исключений нет, а количество знаков и камер, по словам бизнеса, растет.
Городские власти сообщили о подготовке новых правил для движения крупного транспорта по загруженным магистралям и анонсировали проведение общественных слушаний по ним.
― И я, и мои доверители обязательно примем участие в таких слушаниях, — говорит Константин Немиров. — Мы считаем, что нужно создать разумную систему, которая позволит вносить в список исключений транспорт, который выполняет работу в центре города, влияет на его жизнеобеспечение и безопасность жителей. Мы согласны с тем, что нужно отсекать крупный транспорт, который не принимает в этом участия. Но даже если взять один только Водоканал, который без крупных грузовиков не привезет ни песок, ни щебень, ни трубы, становится понятно, что без исключений грузовой каркас будет решать одну проблему, но создавать другую. При этом для своих нужд тот же Водоканал нередко привлекает частных подрядчиков.
В Москве, как пишут СМИ, грузовой каркас нанесен на карты «Яндекса», и водители, которые доставляют товар на склад в центре, должны выбирать кратчайший путь и предоставлять документ, подтверждающий, что конечная точка маршрута находится рядом. Это может быть путевой лист, паспорт с пропиской или другой документ с указанием адреса временной регистрации водителя. То есть подъехать к своему дому он может беспрепятственно.
― Говорят, что в столице достаточно зайти на сайт правительства, загрузить необходимые документы и получить право для проезда в центр города, — говорит Константин Немиров.
В Ростове тоже нечто подобное декларировали, но когда дошло до реализации, поступили в лучших бюрократических традициях. Отвечая на обращение транспортной компании об особенностях новых правил проезда грузовиков по Ростову в городском департаменте автодорог ответили так: «Департамент не осуществляет выдачу каких-либо специальных разрешений (пропусков) на движение грузовых транспортных средств по маршрутам, где движение ограничено. Действующее законодательство не содержит требований к органам местного самоуправления о наличии порядка (регламента) выдачи специальных разрешений на движение грузовых автомобилей под знак 3.4 “Движение грузовых автомобилей запрещено”».
По поводу намерений оспаривать штрафы доверителей Константин Немиров отвечает так:
― Для машин грузоподъемностью более 26 тонн перспектив нет. Владельцам более легких грузовиков судиться при желании придется долго. Сначала подавать жалобу в ЦАФАП, потом с отказом идти к мировому судье и далее, скорее всего, проходить все инстанции. Ведь госструктуры, как правило, судятся до последнего.
На минувшей неделе депутат Законодательного Собрания Ростовской области Павел Кузьмин сообщил, что проблемы грузового каркаса Ростова обсудили на заседании комитета областного парламента по строительству, ЖКХ, транспорту, энергетике и связи. Власти признают проблему.
— Отличная идея, но, как говорится в известной присказке, «гладко было на бумаге, да забыли про овраги», — пишет депутат. — Много штрафов получили те, кто не должен был получить их в принципе, — продуктовые грузовики, микроавтобусы, аварийные машины, мусоровозы, бетономешалки, спецтранспорт коммунальных служб, ассенизаторы. <…> В среднем транспорт Водоканала, к примеру, проезжает по пути своего следования 5 видеокамер. Соответственно, итоговый штраф предприятию приходит на 45 тысяч рублей. По инициативе врио губернатора Ростовской области Юрия Борисовича Слюсаря уже создана рабочая группа по решению проблем грузового каркаса в Ростове. До 1 октября 2025 года эта система будет дорабатываться с учетом поступивших замечаний.
Депутат гордумы, председатель Ассоциации грузоперевозчиков РФ по ЮФО Наталья Оськина выступила за введение спецпропусков и реестра автомобилей, которые обслуживают городское хозяйство (аварийные, мусоровывозящие, снегоуборочные службы), которые можно было администрировать через сайт минтранса, и за мораторий на штрафы до отлаживания системы.