Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) призывает устранить проблемы в системе автоматических штрафов, возникающие в период весеннего ограничения движения большегрузов. Несмотря на то что перевозка продуктов разрешена даже по закрытым на просушку дорогам, камеры не распознают содержимое фур, что приводит к необоснованным штрафам. Вместе с Национальным союзом экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) АКОРТ направила вице-премьеру Виталию Савельеву просьбу урегулировать этот вопрос.
Просушка
Весной дороги России закрывают для большегрузных автомобилей. Традиционно. Решение о закрытии дорог принимают региональные власти. В Нижегородской области весенняя просушка начнется уже через две недели, 1 апреля. Почти 1,4 тыс. региональных участков закроют для большегрузов до начала мая. Весь месяц по региональным дорогам будут передвигаться автомобили с нагрузкой не более 6 тонн на ось. Однако ограничения вводят в регионе лишь на части региональной дорожной сети, следует из соответствующего приказа, подписанного региональными властями.
«Это существенно упростит доставку грузов в период весенних ограничений, особенно на севере региона, где значительно большее количество трасс останутся свободными для проезда грузовиков», – сообщают участники рынка.
При этом грузовики, выполняющие международные рейсы, входят в число исключений. Это значит, что для международных грузоперевозчиков, которые проезжают через регион, во время весенних ограничений ничего не изменится. Если есть большегрузы, для которых ничего не меняется, то, может быть, вообще стоит отменить весеннюю просушку дорог? Письмо с таким предложением направила в Госдуму ассоциация автоперевозчиков «Грузавтотранс».
Просушка разоряет автоперевозчиков, следует из письма. В последние несколько лет резко расширилась сеть автоматических пунктов весогабаритного контроля (АПВГК), в этом году рамки установлены уже почти на всех дорогах регионального значения. В период весенней просушки даже пустая магистральная фура, проезжая через АПВГК, рискует получить штраф от 375 до 600 тыс. руб. за перевес, отмечают в «Грузавтотрансе». За один рейс водитель может привезти минимум два штрафа по пути к месту происшествия и обратно, утверждает Владимир Матягин, президент ассоциации.
Штрафы
Перевозчикам продуктов питания разрешено выезжать на те дороги, которые закрыты на просушку. Но камеры не фиксируют, что именно везет фура, поясняет председатель президиума АКОРТ Станислав Богданов. Для X5 и «Магнита», по подсчетам АКОРТ И СЭЛ, в период прошлогодней просушки было выписано 1,5 тыс. штрафов на общую сумму 500 млн руб. В этом году сумма вырастет из-за снижения с 50 до 25% скидки при оперативной оплате, следует из письма АКОРТ и СЭЛ.
Участники рынка разъясняют, ситуация критична. В силу несовершенства процедуры получения уведомлений о штрафах, из-за чего пропускается срок досудебного обжалования, перевозчик вынужден сначала уплатить «задолженность», а уже потом обращаться за защитой в суд. Получается, свои деньги бизнес получает обратно лишь спустя 8–18 месяцев. В современных рыночных условиях это огромный срок ожидания. Практика обжалования некорректных штрафов за весенние ограничения через суды – сырая, потому что еще два года назад компании взаимодействовали с регионами напрямую, а теперь полномочия по данной процедуре передали Ространснадзору. А это ведомство требует от участников рынка обращения в суд.