После того как владельцы автоматических пунктов весогабаритного контроля (АПВГК) перенастроили «рамки» с учетом весенних ограничений по нагрузке на ось, вероятность неправомерного получения штрафов существенно увеличилась. При этом стоит помнить, что с начала года штраф за перегруз транспортных средств вырос сразу на 50%, а размер скидки при оплате в льготный период снизился с 50% до 25%. Перевозчики считают, что избежать увеличения финансовой нагрузки на компании может доработка системы контроля за перевозками в период весенних ограничений. Кроме того, следует равномерно распределить ответственность между перевозчиками и грузоотправителями и отказаться от автоматически вынесенных постановлений, возобновив проверки документов инспекторами ГИБДД, а при необходимости — и досмотры грузовиков. Об этом говорится в обзоре «АвтоГрузЭкс», подготовленном совместно с «Авто-ПЭК» и «ГЛТ».
В этом году вероятность получения необоснованного штрафа за превышение установленных параметров в период весенней «просушки» увеличилась в два раза, подчеркивает президент «АвтоГрузЭкс» Вадим Филатов.
Все потому, что перевозки по региональным дорогам теперь отслеживают автоматические пункты весогабаритного контроля, количество которых, согласно данным Ространснадзора, выросло на 23%, более чем до 500 единиц. К настоящему времени владельцы АПВГК уже установили лимиты по нагрузке на ось с учетом требований в период весенних ограничений.
Таким образом, штрафы выписываются автоматически, без учета попадающих под исключения грузов — продуктов питания, топлива и пр.
При этом в условиях ограничений, действующих, например, в Брянской и Тульской областях, где максимально допустимая нагрузка составляет 4 тонны на ось, перевозчики могут получить взыскание даже за проезд пустой фуры, отмечает генеральный директор «Авто-ПЭК» Дмитрий Иевлев.
Не менее острая проблема — отсутствие информации о получении штрафа сразу после проезда через автоматический пункт весогабаритного контроля.
По словам Дмитрия Иевлева, компании могут получить уведомление о взыскании через 4-6 недель после завершения перевозки, в некоторых случаях этот срок доходит даже до двух месяцев. В результате, водитель не может своевременно устранить перегруз, если таковой имеет место быть, и проезжает с превышением допустимой нагрузки на оси еще через несколько «рамок».
Если же «рамка» оказалась неисправной, доказать это в суде спустя несколько месяцев, к моменту, когда ее уже могут починить, весьма проблематично.
Кроме того, если штраф пришел с неисправной «рамки», за время, в течение которого перевозчику придет первое уведомление, он может получить еще несколько аналогичных штрафов, которые потом приходится оспаривать.
Причем в прошлом году проезд грузовиков в период весенней «просушки» контролировали еще сотрудники Ространснадзора и ГИБДД, проводя проверки на специально отведенных площадках, уточняет руководитель ГК «ГЛТ» Павел Горбунов.
Уполномоченные органы изучали содержимое полуприцепа и документы, что исключало получение необоснованного штрафа, в том числе за проезд порожнего транспортного средства или грузовика с продуктами питания, топливом или др. разрешенными к перевозке грузами, подчеркивает он.
Однако в этом году все больше распространяется автоматическое проведение весогабаритного контроля.
Одновременно именно с начала этого года штрафы за перегруз транспортного средства увеличились на 50%, до 375-600 тыс. рублей, в зависимости от превышения нагрузки на ось. «И если ранее в течение 20 дней перевозчику разрешалось оплатить только 50% от этой суммы, теперь нужно оплатить 75% штрафа в течение 30 дней», — рассказывает Вадим Филатов со ссылкой на поправки в КоАП РФ.
При этом он напоминает, что по итогам первого квартала 2025-го года себестоимость грузоперевозок в России выросла на 12%. Основными причинами этого стали повышения лизинговых платежей на 60 п.п. (до 27-28%), утилизационного сбора (на 75-80% год к году), ремонтных затрат (на 20% год к году), медианного уровня зарплат (на 49% год к году).
Индикатор аналитиков ATrucks, отражающий баланс между предложением и свободным транспортом на рынке, упал на 18 п.п. год к году и к 31-му марта достиг минус 8. Средний уровень тарифов на рынке, по состоянию на 31-е марта, снизился на 13,3% год к году, до 74,1 рубля за километр.
Кроме того, более 60% перевозчиков в отрасли и вовсе находятся вне правового поля, демпингуя за счет оптимизации налогов и сборов, подчеркивается в обзоре. Разница в тарифах между транспортниками, работающими в правовом поле, и остальными компаниями доходит до 20%.
«В этих условиях дополнительная финансовая нагрузка в виде растущего числа необоснованных штрафов может привести к предбанкротному состоянию многих перевозчиков, в результате чего Россия столкнется с нехваткой транспортных средств для доставки грузов. Поэтому важно доработать систему контроля за перевозками в период весенних ограничений», — считает Вадим Филатов.
Как можно доработать весогабаритный контроль?
Перевозчики уверены, что снизить долю компаний, необоснованно получающих штрафы за перегруз, позволит соразмерное с грузоотправителями распределение ответственности за погрузку и разгрузку транспортных средств.
На данный момент грузовладелец может получить штраф только если доказано, что он предоставил недостоверные сведения об отправлении. В остальных случаях, согласно КоАП РФ, взыскание назначается перевозчику, контролирующему погрузку.
Именно поэтому на практике привлечение грузоотправителя к ответственности возможно лишь при фактической остановке транспортного средства и проверке товаросопроводительных документов. Если нарушение зафиксировано АПВГК, после завершения перевозки доказать недостоверность сведений от заказчика сложно, поясняет Павел Горбунов.
При этом штрафы для транспортных компаний привязаны к конкретному превышению нагрузки на ось — от 10 до 50% и выше, тогда как взыскания для грузовладельцев варьируются от 150 тыс. до 225 тыс. рублей без определенной градации, что повышает вероятность получения штрафа в минимальном размере.
В результате, на рынке сохраняется большая доля грузоотправителей, которые до сих пор настаивают на доставке отправлений с перегрузом, а если транспортная компания не готова к этому — могут отказать в сотрудничестве, отмечается в обзоре.
Важно также отказаться от автоматически вынесенных постановлений, считает Павел Горбунов. Обязательным условием должно стать изучение товаросопроводительных документов инспектором ГИБДД, а при необходимости — осмотр транспортного средства.
Такой подход позволит снизить долю необоснованно выданных штрафов за порожний проезд грузовиков, а также за доставку продуктов питания, топлива и др. разрешенных к перевозке во время «просушки» категорий грузов, резюмирует руководитель ГК «ГЛТ».