Представители Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков (СААП) направили 18 апреля письмо главе Правительства РФ Михаилу Мишустину с просьбой отменить систему «Платон».
Президент СААП Вячеслав Трунаев в документе указал на риски связанные с некорректной работой «Платона», который, по данным Ассоциации, вызывает недовольство бизнеса и грозит массовым отказом от работы с системой и даже стихийными протестами. Перевозчики просят отменить постановление Правительства РФ от 14 июня 2013 года № 504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массы свыше 12 тонн», отмечая, что средства на ремонт и содержание дорог общего пользования государство может получить, выделяя их через акцизы на топливо.
Сибирская ассоциация автомобильных перевозчиков (СААП) создана в Новосибирске в 2005 году. Участники — 42 компании. Президент — Вячеслав Трунаев
В письме, которое есть в распоряжении РБК Новосибирск, сказано, что «по ряду причин оборудование системы во все большем количестве мест на территории страны «ослепло», а количество несправедливых штрафов за несуществующие нарушения «растет как лавина».
«Абсурда ситуации добавляет и то, что в ряде случаев в ту же секунду, которая указана в постановлении о штрафе как время совершения правонарушения (проезд без оплаты) происходит списание средств со счета компании в системе «Платон», — указывают в СААПе, констатируя, что недовольство бизнеса может вылиться как в массовый отказ от работы с «Платоном», так и в стихийные протесты.
Трунаев со ссылкой на наблюдения перевозчиков указывает, что необоснованные штрафы приходят в основном с рамок системы «Платон», расположенных поблизости от стратегических объектов. «Можно предположить, что причина сбоев в работе оборудования системы «Платон» связана с работой средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), — анализируют ситуацию в Ассоциации. — Вероятно по этой же причине в последнее время стали чаще обычного выходить из строя бортовые устройства самой системы».
«Платон» — госсистема взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого большегрузами (массой более 12 тонн) федеральным автодорогам, введена на территории России с 15 ноября 2015 года. На данный момент в ней зарегистрировано свыше 861 тыс. грузоперевозчиков и более 1,91 млн автомобилей массой больше 12 т., четверть из которых принадлежит иностранным логистическим компаниям.
С 1 февраля в России тариф системы «Платон» увеличится с 3,05 руб. за 1 км пробега до 3,34 руб.
«За счет внесения платы через государственную систему «Платон» грузоперевозчики обеспечили поступление в Федеральный дорожный фонд на начало 2025 года более 300 млрд руб.», — указывали в пресс-службе регоператора.
Проблемы «Платона»
Ранее РБК Ростов сообщал о том, что водители большегрузов в феврале этого года обратились к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой вмешаться и отменить неоправданные штрафы.
В конце зимы сами представители системы «Платон» признавали наличие проблем, связанных с некорректной работой из-за РЭБ, и отменяли необоснованные штрафы, полученные перевозчиками.
«Принято решение об аннулировании случаев нарушений, зафиксированных рамками, впоследствии переведенными в особый режим, если по этим случаям еще не были вынесены постановления о штрафах. В настоящее время рассматриваются случаи с 20 декабря 2024 года. Поскольку данные нарушения произошли не по вине перевозчиков или оператора системы, Ространснадзор и оператор «Платон» работают над тем, чтобы не выносить штрафы в подобных ситуациях», — сообщали в пресс-службе.
По данным пресс-службы системы, «Платон» и Федеральное дорожное агентство для устранения этих проблем принимали решение временно отключить фиксацию нарушений, которые основаны на данных бортовых устройств. «Первоначально это касалось десяти объектов, но впоследствии практика была расширена до 32 объектов. На данный момент в особый режим работы переведены 32 рамки, где были зафиксированы случаи влияния РЭБ на систему», — сообщали в «Платоне».
В Ространснадзоре также признавали наличие проблем, отмечая, что в связи с воздействием РЭБ случаи некорректной работы бортовых устройств системы «Платон» участились. Перевозчикам предложено обжаловать каждый штраф отдельно в течение 10 дней после его фиксации в соответствии с КоАП РФ.
Минтранс РФ в своей публикации 5 февраля в Telegram-канале подтвердил, что системы РЭБ в отдельных регионах могут оказывать влияние на работу рамок «Платон», из-за чего перевозчикам могут приходить штрафы. Там же был разъяснен алгоритм обжалования необоснованных штрафов. Глава Минтранса РФ Роман Старовойт попросил руководителя Росавтодора взять вопрос с необоснованно начисленными штрафами на личный контроль.