Лидер партии «Справедливая Россия – За правду», депутат Государственной Думы Сергей Миронов предложил отменить оплату проезда по федеральным трассам для машин массой свыше 12 тонн в рамках системы «Платон». Об этом сообщают РИА Новости.
— Надо освобождать от оплаты проезда в рамках системы «Платон» любой российский большегрузный транспорт, и мы неоднократно выступали с такой инициативой. Это позволит убрать лишние расходы транспортных компаний, поддержит промышленные и сельхозпредприятия, снизит нагрузку на кошельки граждан,
Сергей Миронов напомнил, что в системе на сегодняшний день зарегистрировано свыше 1,5 миллионов большегрузов. За каждый километр пробега по федеральным трассам их владельцы платят почти 3,5 рубля.
— На круг набегает приличная сумма. Из-за этого у компаний возникают дополнительные издержки. Это приводит к росту цен на все товары, и отмена платы за проезд существенно снизит стоимость товаров первой необходимости, — уверен Сергей Миронов.
В 2025 году призывы отменить систему (или хотя бы ввести временный мораторий на её работу) стали звучать чаще из-за необоснованных штрафов, которые получают автоперевозчики. В ряде случаев эти штрафы связаны с работой средств РЭБ — об этом в январе сообщила компания-оператор «Платона». Впрочем, у сбоев могут быть и другие причины — некоторые перевозчики уверены, что бортовые устройства могут выводить из строя «глушилки», которыми пользуются водители в проезжающих рядом машинах. Радиус действия таких глушилок, по заверениям их разработчиков, может достигать почти километра.
Как бы там ни было, несправедливые штрафы стали серьёзной проблемой, на которую многие обратили внимание. В январе приостановить работу системы до лучших времён призывал депутат Госдумы Николай Осадчий. В середине апреля Сибирская ассоциация автоперевозчиков (СААП) обратилась к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой отменить систему и начать собирать средства на содержание и восстановление дорог иным способом — через акцизы на топливо.
В обращении президент СААП Вячеслав Трунаев отмечал, что количество несправедливых штрафов растёт как лавина,
— Абсурда ситуации добавляет и то, что в ряде случаев в ту же секунду, которая указана в постановлении о штрафе как время совершения правонарушения (проезд без оплаты) происходит списание средств со счета компании в системе «Платон», — писал тогда Вячеслав Трунаев.
В СААП также подчёркивали, что обжалование штрафов — дело «долгое и бесперспективное», а недовольство бизнеса может вылиться как в массовое игнорирование системы, так и в стихийные протесты.
Недавно «Новая Сибирь» сообщила, что 19 мая СААП получила ответ от Минтранса. В нём говорится, что причиной необоснованных штрафов могут являться средства РЭБ. Алгоритм их работы и график использования по понятным причинам неизвестны, а потому ничего сделать нельзя: остаётся только обжаловать штрафы.
Многие перевозчики так и поступают. По данным «Новой Сибири», за последнюю декаду мая в арбитражные суды поступило порядка 400 жалоб на необоснованные штрафы. Как минимум часть таких жалоб достигает цели. 28 мая арбитражный суд Новосибирской области отменил несколько десятков постановлений, вынесенных двум транспортным компаниям из-за того, что административный орган (Ространснадзор) не доказал факт нарушения, а его представитель не явился на заседание.
Хотя необоснованные штрафы существенно усложняют жизнь и работу перевозчиков, отмена системы продолжает казаться событием маловероятным. Напомним: недавно президент поручил правительству рассмотреть вопрос о предоставлении региональным властям права вводить плату за проезд тяжёлых грузовиков по региональным дорогам. Фактически это может означать распространение «Платона» на региональные трассы — вряд ли власти регионов откажутся от дополнительного финансирования. Поручение должно быть исполнено до 15 сентября. А в феврале Госдума в первом чтении приняла законопроект, повышающий штрафы за неоплату системы с 5 до 20 тысяч рублей. Впрочем, до второго чтения этот законопроект так и не добрался; маловероятно, что он будет принят именно сейчас — когда тема несправедливых штрафов остаётся горячей и актуальной.