19.06.2025

С середины весны грузоперевозки вышли из цикла затяжного снижения. В результате к началу лета средневзвешенный тариф вырос с 61,4 рубля в начале марта до 66,5 рубля. Однако дальнобойщики радоваться не спешат. Почему?

Свет в конце тоннеля?

Как отмечали «НИ» в статье «Время дилетантов ушло»: почему автоперевозчики массово уходят с российского рынка?, с конца 2024 года индустрию грузоперевозок преследовал обвал цен: расценки на транспортировку грузов снизились до 40-50 рублей за километр, в то время как, по мнению экспертов отрасли, рентабельность этого бизнеса начинается от 100 рублей!

В первом квартале 2025-го каждый пятый грузоперевозчик прекратил свою деятельность, а у оставшихся на рынке компаний объем заказов сократился на 20% и более.

Лизинговые компании сообщили более чем о двукратном увеличении количества конфискованных грузовиков по сравнению с началом 2024 года. Фактически это свидетельствует о том, что обанкротившиеся перевозчики вынуждены возвращать технику, которая не приносит дохода, но требует ежемесячных выплат по лизингу с непомерно высокими процентными ставками — от 25% годовых и выше.

Аналогичная ситуация наблюдается и в сегменте самосвалов: при себестоимости перевозки сыпучих материалов около 5,5 рубля за тонно-километр тарифы упали до трех рублей.

Результат неутешителен: на площадках и складах лизинговых компаний скопилось уже свыше 20 тысяч единиц неиспользуемой техники. Проще говоря, почти новые грузовики ржавеют на паркингах, а их арендаторы попадают в ранг банкротов.

Клиентам нечего возить

И вот в начале лета появился, как заметил один знакомый водитель, лучик света в темном тоннеле: тарифы стали расти. Однако коммерческие службы перевозчиков не спешат радоваться, строя планы на светлое будущее.

— Давайте разберем новость о росте тарифов по порядку, — предложил директор одной из транспортных компаний Максим Доборович. — Действительно, тарифы к лету 2025 года выросли. И это, как обычно, случилось в мае, когда каждый год наблюдается сезонный рост перевозок. В первую очередь это стройматериалы и продукция проснувшегося после зимы агропрома. Но сейчас на календаре середина июня и… мы вновь видим просадку в заказах, доходящую до 30%!

Коллеги по бизнесу также не испытают никакого оптимизма. По словам Ксении Черниковой, руководителя транспортно-логистической фирмы «ТрансГИД», ценовые колебания в 2025 году существенно отличаются от ситуации 2024-го.

«К примеру, в декабре 2024 года цена за использование тентованного грузовика на маршруте Владивосток — Москва достигала 1,1 миллиона рублей, — поясняет она. — В феврале 2025 года из-за снижения объемов заказов транспортные компании предлагали свои услуги на этом же направлении всего за 430 тысяч рублей. В настоящее время наблюдается небольшая стабилизация и стоимость составляет примерно 500–550 тысяч рублей».
Андрей Савин, генеральный директор транспортной компании «Трафт», отмечает, что расценки на междугородние российские перевозки не только не растут, но и падают.

«В первом квартале 2025 года тарифы были ниже, чем в конце 2024 года, подобного еще не случалось, — акцентирует он. — Предложение перевозчиков превышает спрос на грузоперевозки, поэтому сейчас идет конкуренция за каждый заказ».

Китайский грузовик за 100 миллионов — уже реальность

Максим Доборович добавляет, что выросшие тарифы никак не сказались на финансовой устойчивости компаний. Ведь за полгода цена солярки выросла на 8%, а стоимость запчастей для грузовиков — на 20-50%. Плюс к тому утильсбор прибавил 140%. Но, главное, лизинговые ставки зашкаливают за 30% годовых.

— Обновление техники у многих остановилось, — говорит Максим. — Сегодня даже китайский тягач с прицепом стоит около 20 миллионов рублей., а при ставке лизинга около 30% годовых за пять лет совокупный платеж превысит 100 миллионов рублей — в пять раз больше изначальной цены.
Правда, крупные перевозчики рассчитывают на свой парк машин и долю лизинга не увеличивают. Но ни один малый бизнес не способен окупить такую «инвестицию» в текущих условиях. Поэтому средний возраст автопарка в России теперь достиг 23 лет.

Все это, по словам эксперта, создает порочный круг: перевозчики демпингуют и перегружают машины, пытаясь выжить, а в итоге еще больше снижают ставки и попадают под штрафы, загоняя бизнес в тупик.

Что ждет рынок перевозок в будущем?

Тем не менее аналитики предсказывают, что рынок автоперевозок не умрет полностью. Да, малые и средние игроки могут массово разориться. Но это, в свою очередь, создаст нехватку транспортных средств и, как следствие, спровоцирует увеличение стоимости перевозок, возможно, на 20–30%.

При этом число грузовых автомобилей может уменьшиться на треть. Нехватка транспорта повлечет за собой подорожание товаров, включая продукты питания и предметы первой необходимости.

Новые известия

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики