12.12.2025

Вчера, 11 декабря 2025 года, в пресс-центре ТАСС в Новосибирске прошел круглый стол об экономических последствиях повышения территориального коэффициента ОСАГО в Новосибирской области. Сибирские перевозчики выступили с резкой критикой решения Центрального банка России об увеличении этого коэффициента.

По решению ЦБ РФ с 9 декабря 2025 года для нескольких городов Новосибирской области при расчете стоимости полиса ОСАГО территориальный коэффициент увеличен в два раза. Для Новосибирска — с 1,56 до 3,12, для Бердска — с 1,24 до 2,48, для Искитима — с 1,16 до 2,32, для Куйбышева — с 1 до 2.

Такое резкое повышение коэффициента отразится на стоимости полиса ОСАГО. Для многих расходы на страховку увеличатся в разы. Сильнее всего — для начинающих водителей, с маленьким стажем. Для них и сейчас полис обходится дороже, а после изменения территориального коэффициента сумма станет просто запредельной.

«Для водителя со стажем 1,5 года и автомобилем «Жигули» 12-й модели полис будет стоить 89 тысяч руб.», — привел пример руководитель новосибирского регионального представительства Федерации автовладельцев России Вячеслав Ашурков. Эксперты СААП попытались оценить насколько вырастут из-за повышения территориального коэффициента расходы на ОСАГО у всех автовладельцев региона. Получилось — примерно на 3 млрд руб.

Председатель комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Законодательного Собрания Новосибирской области Валерий Ильенко, открывая круглый стол, четко обозначил свою позицию — решение ЦБ о повышении территориального коэффициента неприемлемо для Новосибирской области.

Почему же ЦБ пошел на этот шаг? Позицию регулятора участникам круглого стола разъяснил по видеосвязи заведующий сектором противодействия страховому мошенничеству Департамента страхового рынка Банка России Василий Кулаков.

«К сожалению, в Новосибирской области в настоящее время сформировалась негативная статистика с высокой убыточностью. Если мы посмотрим последний отчетный период — на 1 октября за скользящий год — то увидим, что сумма страховых выплат (9,3 млрд руб.) превысила сумму страховых премий (6,7 млрд руб.) на 2,6 млрд руб.»,— рассказал он.

По данным ЦБ РФ, доля региона на российском рынке ОСАГО составила по сборам 2,05%, а по выплатам — 4,04%. Средняя страховая выплата в области достигла 159,5 тыс. руб., что на 50% выше среднего показателя по России.

Причиной высокой убыточности страховых компаний в регионе ЦБ считает высокие риски недобросовестных или мошеннических действий. Частота страховых случаев в Новосибирской области превышает среднероссийские значения на 46%. В четыре раза выше, чем в среднем по стране доля таких страховых событий, когда в ДТП участвовали одни и те же лица или транспортные средства. По таким убыткам выплачено 3,3 млрд руб. или 36,3% от общего размера страховых выплат по ОСАГО.

По степени риска недобросовестных действий в ОСАГО Центральный банк поделил все регионы на три группы: красная (высокая степень риска), желтая (средняя степень риска) и зеленая (низкая степень риска). В красной зоне сейчас только Новосибирская область и Республика Ингушетия.

Любопытно, что вообще-то новосибирцы — одни из самых добросовестных водителей в стране. «Доля водителей с минимальным значением КБМ, в Новосибирской области одна из самых высоких — 46%»,— рассказал  руководитель представительства Российского союза автостраховщиков в Сибирском федеральном округе Сергей Мороз. То есть, каждый второй водитель в регионе ездит без ДТП. А огромные страховые выплаты приходятся на незначительное число автовладельцев. Некоторые получают страховые выплаты чуть ли не ежемесячно.

По данным Сергея Мороза, с начала 2025 года в регионе страховыми компаниями подано в правоохранительные органы 816 заявлений о мошенничестве, возбуждено однако лишь 86 дел.

Страховщики жалуются, что пока не нашли способа победить мошенников. Формально эти люди просто пострадавшие в ДТП и страховая компания обязаны произвести им выплаты по ОСАГО. «Мы этих людей знаем пофамильно. Они понимают, что принцип неотвратимости наказания не работает», — пояснил вице-президент САО «РЕСО-Гарантия», директор филиала в Новосибирске Евгений Козлов.

Он поделился с участниками круглого стола информацией о том, что при областной прокуратуре уже создана рабочая группа по борьбе с мошенничеством в сфере ОСАГО, а на днях губернатор провел с представителями прокуратуры и МВД совещание о мерах по решению данной проблемы.

Жалобы страховщиков на убыточность ОСАГО, и тем более на высокие риски в отдельных регионах, удивили председателя Правления СААП Алексея Лядусова. По его мнению, в каждом бизнесе есть прибыльные и убыточные сегменты. Надо смотреть на бизнес в целом. «Я занимаюсь пассажирскими перевозками. У меня есть хорошие маршруты и есть убыточные. Но я же работаю»,— привел он пример.

Схожее мнение высказал и председатель Сибирской межрегиональной ассоциации страховщиков Василий Зуев. Он напомнил собравшимся, что за 2024 год чистая прибыль страхового сообщества страны увеличилась в полтора раза: «Да, отдельный сектор (ОСАГО) в минусе. А в целом неплохо живет страховое сообщество».

В ходе круглого стола с резкой критикой решения ЦБ выступили сибирские перевозчики.

«По сути, ЦБ объявил Новосибирск городом мошенников. Всех жителей города и области записал в жулики. Но это неправильный подход! Нельзя перекладывать ответственность на добросовестных водителей. Принцип коллективной ответственности в страховании недопустим», — сказал президент СААП Вячеслав Трунаев.

По его словам,  резкое повышение территориального коэффициента негативно повлияет на бизнес грузоперевозчиков. Расчеты показывают, что после повышения территориального коэффициента и расширения коридора базовой ставки по ОСАГО расходы новосибирских грузоперевозчиков на этот вид страхования вырастут в два раза.

Вячеслав Трунаев привел в качестве примера расходы на ОСАГО небольшой транспортной компании – члена СААП. В парке компании 12 грузовиков. В 2025 году страховой полис ОСАГО стоил для нее 61 тыс. руб. После 9 декабря 2025 года с учетом расширения тарифного коридора и увеличения территориального коэффициента стоимость полиса возрастет до 141 тыс. руб. То есть, на одну машину затраты увеличатся на 80 тыс. руб., а на весь парк – на 960 тыс. руб.

Если у небольшой компании расходы на ОСАГО вырастут почти миллион рублей, то насколько они возрастут у предприятий, в парке которых сотни автомобилей?  В итоге транспортные компании Новосибирской области окажутся в неравном положении с предпринимателями из других регионов страны.

Генеральный директор транспортной компании «Люгрос» Алина Атланова рассказала участникам круглого стола, что по предварительным подсчетам ее предприятие будет платить в год за ОСАГО уже не 3 млн руб., а 6 млн руб.

Она недоумевает: «Почему за мой счет решается весь этот комплекс проблем? Есть конкретные ведомства, которые что-то не сделали, конкретные фамилии, которые не сделали свою работу. Почему сейчас я и миллион автовладельцев и сотни транспортных компаний должны за это рассчитаться?».

Президент СААП рассказал участникам круглого стола о предложениях ассоциации по исправлению сложившейся ситуации:

«Просим губернатора Новосибирской области обратить пристальное внимание на эту проблему и рассмотреть ее на ближайшем заседании Комиссии по безопасности дорожного движения при Правительстве Новосибирской области.

Просим МВД изучить опыт работы Чечни, Дагестана, Якутии, Забайкальского края и других регионов, которым благодаря совместной кропотливой работе удалось сократить масштабы мошенничества в сфере ОСАГО.

Считаем, что ГИБДД необходимо расширить штат инспекторов дорожно-постовой службы в Новосибирской области. Без этого на дорогах просто некому бороться с автоподставщиками».

По мнению Вячеслава Трунаева, все органы власти региона должны добиваться от Центрального банка отмены его несправедливого решения. Необходимо полностью исключить территориальный коэффициент из расчета стоимости полисов ОСАГО.

Председатель комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Заксобрания региона Валерий Ильенко заявил, что намерен изучить с коллегами возможность обращения в федеральные органы власти с просьбой изменить или отменить решение по ОСАГО.

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики