50 000 рублей авансом нужно будет внести за каждую фуру, чтобы она ездила.
Росавтодор поддерживает намерение регионов ввести плату с большегрузов на региональных дорогах, а у региональных перевозчиков альтернативы нет. Об этом «Логирусу» рассказал руководитель филиала АСМАП по СФО, президент НП «Объединение перевозчиков Сибири» Вячеслав Трунаев.
Росавтодор и «РТ-инвест транспортные системы» (дочерняя компания «Ростеха») подписали концессионное соглашение о создании и эксплуатации системы взимания платы с тяжелых грузовиков, сообщают «Ведомости». Со следующего года фуры массой свыше 12 тонн должны будут платить за проезд по всем федеральным трассам по тарифу 3,73 руб./км (цифра предварительная, поскольку будет ежегодно индексироваться на инфляцию). Все сборы пойдут в федеральный дорожный фонд.
В соглашении предусмотрена еще одна дополнительная возможность взимания платы: при необходимости РТИТС должна быть готова подключить к своей системе, работающей для федеральных трасс, еще и региональные дороги, уточнил руководитель Росавтодора Роман Старовойт. Водители, чтобы сэкономить, будут выбирать вместо федеральных региональные трассы, а значит, от тяжелых фур может пострадать и инфраструктура регионов. Чтобы этого не допустить, регионы также могут ввести плату для тяжелых грузовиков, рассказал Старовойт. Росавтодор их всесторонне поддерживает. По его словам, аналогичные проекты уже прорабатываются в Хабаровском крае, Татарстане, Новосибирской и Рязанской областях. Ранее чиновники ведомства рассказывали, что интерес к системе также проявляли Московская и Калужская области.
Как отреагируют на введение платы за проезд большегрузов по региональным дорогам автоперевозчики, «Логирус» выяснял у руководителя филиала АСМАП по СФО, президента НП «Объединение перевозчиков Сибири» Вячеслава Трунаева.
– Мы очень резко пытались противостоять решению взимать плату в таком виде, в каком планируют Минтранс и Росавтодор – в качестве предоплаты, – поделился мнением собеседник «Логируса». – Практика нашей деятельности связана с тем, что плату за нашу работу мы ждем один-два, а то и три месяца.
По словам эксперта, взимание платы за проезд по дорогам общего пользования, исходя из общемировой практики, необходимо, особенно учитывая то, что деньги пойдут на содержание дорог. «В этом плане вопросов нет. Но во всех развитых странах Европы и Америки всегда существует альтернативная дорога. Она, может быть, не такая скоростная, более извилистая, но перевозчик имеет право выбрать альтернативный бесплатный способ проезда. Мы же от Дальнего Востока до Сибири практически ездим только по федеральной дороге. Альтернативы ей нет», – приводит второй довод Вячеслав Трунаев.
– Я категорически не согласен с мнением Минтранса, что решение этого вопроса не коснется перевозчиков, которые доставляют малотоннажным транспортом продукты питания. Возьмем одного из наших ритейлеров. В среднем он использует в месяц порядка 250 20-тонных рефрижераторов для перевозки продуктов питания, – приводит пример собеседник «Логируса».
Поэтому, полагает эксперт, в первую очередь удар будет нанесен по представителям малого бизнеса – добросовестным перевозчикам, которые платят налоги, создают новые рабочие места, дают возможность зарабатывать людям. «А потом это отразится на простых людях, которые приобретают продукты питания, товары народного потребления и лекарства, не говоря уже про отделочные материалы, – делает вывод Вячеслав Трунаев. – Решение однобокое, непродуманное, это попытка направить средства на содержание дорог за счет тех, кто перевозит все это».
– Также мне совершенно непонятно, откуда взялась такая цифра 3,73 руб. за километр. В среднем 20-тонная еврофура проходит в месяц 13–15 тыс. километров. Если умножить 3,73 руб. на 13 тыс. км, сколько получится? 48490 рублей – столько в качестве предоплаты будет вноситься за одно транспортное средство, – подсчитывает собеседник «Логируса». – В России зарегистрировано порядка 5 млн грузовиков. Ну, уберем какой-то процент не большегрузов, процентов 20–30… Миллиарды получаются в месяц! А если умножить на год, я боюсь даже выговорить итоговую сумму! Бешеные цифры!
Эксперт не сомневается, что региональные власти объявят платными дороги в регионах. «Тогда вообще не понимаю, – рассуждает Трунаев, – как можно перевозчику выжить, когда рентабельность транспортной компании на сегодняшний день практически не близка, а равна нулю! Перевозчики сегодня выживают за счет экспедирования, параллельного бизнеса, продажи запчастей и так далее, и тому подобное. А чистый перевозчик сегодня уже в принципе выжить не может.
– Введение платы в том виде и на тех условиях, как намечается, окончательно задушит российского перевозчика, – уверен собеседник «Логируса». Чтобы этого не произошло, Вячеслав Трунаев предлагает проанализировать и сократить тариф, а также пересмотреть систему взимания платы – разрешить платить по факту или продумать еще какую-то схему, не столь болезненную для перевозчиков. «Давайте начнем думать об альтернативных дорогах, чтобы у перевозчика был выбор: ехать ему по прямому как стрела автобану и за это заплатить, или, если у него не позволяют средства, он может выбрать маршрут по альтернативной дороге, неплохого качества, но не такой скоростной и прямой», – уточняет собеседник «Логируса».
– И не нужно надеяться, что грузы уйдут на железную дорогу: так могут рассуждать только дилетанты, – поясняет эксперт. – РЖД поднимет в 2015 году тариф на 10%, а кто нам может позволить поднять цену на перевозку? Да никто! Железная дорога никогда не заменит автотранспорт. У нас специфика доставки от двери до двери. Кто будет возить продукты питания железной дорогой на «коротком плече»? А дополнительные погрузка и выгрузка, доставка до железной дороги? А скорость доставки? В этом плане автомобильный транспорт незаменим».
При этом, уточняет Трунаев, после начала работы системы взимания платы перевозчики будут оспаривать данное решение Росавтодора через суд, а также предъявлять претензии к качеству дорог. «У нас другого ничего не остается, как только потом уже спрашивать по высшему разряду за такие умопомрачительные деньги», – подытоживает собеседник «Логируса».
Портал «Логирус»