10.03.2006

Участники конференции, прошедшей 10-11 февраля нынешнего года в г.Нижний Новгород, обсудив ситуацию в отрасли, подчеркивают, что объединения, некоммерческие партнерства, саморегулируемые ассоциации добросовестных перевозчиков, создаваемые в регионах, отражают весьма важную тенденцию: как существующие, так и вновь создаваемые общественные объединения профессионалов-практиков, не дожидаясь, когда власть повернется к ним лицом, способны консолидировать свои усилия для нормализации отношений на рынке автотранспортных перевозок.

Объединения добросовестных перевозчиков на примере своей деятельности показывают, как возможно самостоятельно формировать цивилизованный рынок автоперевозок. Именно общественные объединения инициируют создание региональных «сертификатов качества», призванных заменить отмененную процедуру лицензирования грузовых автоперевозок, формируют базы данных добросовестных автоперевозчиков, диспетчеров, грузоотправителей. Взаимодействуя на межрегиональном уровне, автотранспортники в состоянии вырабатывать единые правила игры на рынке автоперевозок, снижать внутренние издержки предприятий, гарантировать высокое качество предлагаемых услуг, создавать условия для расширения и развития бизнеса автоперевозок. А диалог с местными властями там, где он возможен, позволяет конструктивно решать многие практические вопросы на уровне субъектов федерации.

Вместе с тем существует ряд масштабных проблем, непосредственно влияющих на развития отрасли, находящихся всецело в компетенции федеральных властей.

В числе вопросов, требующих немедленного вмешательства государственной власти – так называемая проблема «весеннего ограничения движения большегрузного транспорта».
Ежегодно, в течение нескольких месяцев, как правило, с марта по май, в субъектах Российской Федерации приказами, постановлениями и распоряжениями местных органов власти вводятся ограничения на перевозки народнохозяйственных грузов автомобильным транспортом, больше известные автоперевозчикам как «весенняя распутица».

Вот типичная формулировка подобных распоряжений, цитируемая по тексту «Распоряжения Правительства Кировской области» №97 от 31.03.2005 «Об охране дорог в весенний период 2005 года» (приложение 1):
«…На основании статьи 14 Федерального закона от 10.12.95 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»…, Устава Кировской области и Правил по охране автомобильных жорог и дорожных сооружений, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 05.03.1969 г. №129:
Запретить с 11 апреля по 25 мая 2005 г. движение тракторов, грузовых автомобилей разрешенной максимальной массой свыше 8 тонн, а также грузовых автомобилей повышенной проходимости всех марок по дорогам общего пользования.
Разрешить Кировскому областному государственному учреждению «Дорожный комитет Кировской области» выдавать пропуска на проезд транспортных средств по дорогам общего пользования, за исключением дорог федерального значения, в период временного ограничения движения юридическим и физическим лицам из расчетов размеров компенсации за нанесенный ущерб при пропуске транспортных средств по автодорогам в весенний период…»

Аналогичные распоряжения и постановления выпускаются не только в субъектах федерации, но и на уровне районов, городов, поселков (приложение 2). Складывается обстановка, когда у автоперевозчика, выполняющего рейсовое задание в указанный период, нет никакой уверенности в том, дойдет его автомобиль до места разгрузки, или нет. Решением местных властей дорога в любом населенном пункте по маршруту следования может оказаться закрытой для проезда (без указания путей объезда, которых зачастую просто не существует), а транспортные средства, перевозящие народно-хозяйственные грузы, и их водители, становятся объектами вымогательства незаконных поборов, мошенничества, прикрытого якобы «заботой о состоянии дорожного покрытия». Посты, произвольно устанавливаемые при въездах в субъект федерации, район, населенный пункт, в нарушение всех правил требуют от водителей транспортных средств оплаты за проезд наличными (в различных регионах от 700 рублей до 6000 рублей), без составления протоколов, без предоставления водителям должной финансово-отчетной документации, способствуя, таким образом, еще большему росту коррупции как среди чиновников, так и среди сотрудников правоохранительных органов.

Участники «круглого стола» обращают внимание на то, что за последние 3 года руководители автотранспортных предприятий, общественные организации автотранспортников, некоммерческие партнерства добросовестных перевозчиков неоднократно обращались с заявлениями в органы прокуратуры и суды по фактом незаконного ограничения движения большегрузного транспорта в период так называемой «весенней распутицы». По всем этим случаям претензии автоперевозчиков были признаны обоснованными, и распоряжения местных властей об ограничении движения большегрузного транспорта во всех случаях обращений были отменены! (Приложение 3)
Однако, к сожалению, как показывает практика, заключение прокуратуры (решение суда) в одном субъекте федерации, не имеет никакой силы в другом субъекте, и незаконные поборы с автотранспортников продолжаются…

Вместе с тем правовой анализ подобных распоряжений и положений демонстрирует их полное несоответствие с действующим законодательством РФ.
Ссылки на Основной закон – Конституцию Российской Федерации, гарантирующей в ст.8 «единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг» на местных чиновников никакого влияния не оказывают. То, что своими действиями они противоречат ст.15 Конституции, определяющей, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ», их, похоже, тоже не сильно заботит.

В таком случае имеет смысл рассмотреть правоприменительную практику тех актов, на которые ссылаются чиновники на местах при подготовке решений об ограничении движения большегрузного транспорта.

Постановление Совета Министров РСФСР от 5 марта 1969 года №129 утверждает «Правила по охране автомобильных дорого и дорожных сооружений», которые в соответствии с п.1 «распространяются на автомобильные дороги общегосударственного, республиканского и местного значения». Пункт 4 указанный «Правил» однозначно определяет, что «временное прекращение или ограничение движения транспортных средств по дорогам может производиться только в случае явлений стихийного характера или из-за дорожно-климатических условий (обледенение, наводнение, метеорологическая видимость и т.п.). Решение о прекращении или ограничении движения транспортного средства с указанием срока ограничения движения принимается… с обязательным указанием путей объезда». Естественно, в 1969 году никакой платы за проезд по автодорогам общего пользования не предусматривалось…

Как «Правила», так и Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. №196-ФЗ прописывает ограничение движения только по условиям БЕЗОПАСНОСТИ дорожного движения, а не по причине начала весны, распутицы, дождей и таяния снега.

Складывается нелепая ситуация: по логике местных властей, устанавливающих ограничения, если автоперевозчик заплатил за проезд, дал взятку или купил пропуск, безопасность движения не нарушена, и автодороги не разрушаются?

Правомерно ли перекладывание ответственности за состояние автомобильных дорог с лиц, отвечающих за их строительство и эксплуатацию, на автоперевозчиков?

П.13 Постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090 ( в редакции Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 №67) «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» четко определяют:
«Должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог… обязаны:
— содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.»
Характеристики дорожного покрытия определяет, в том числе, п.42 СниП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги». В нем сказано, что «для расчета прочности дорожных одежд, а также проверки устойчивости земляного полотна все автомобильные дороги с I по IV категории должны проектироваться и строиться с рабочей нагрузкой на одиночную наиболее нагруженную ось двухосного автотранспортного средства 10 тс.»

Таким образом, российские автомобильные дороги, построенные по единым СниП 2.05.02-85 должны обеспечивать прочность дорожных одежд в 10 тс на наиболее нагруженную ось двухосного автотранспортного средства независимо от времени года.
Следовательно, своевольное изменение требований СниП и снижение пропускной способности автодорог путем установления ограничений для автомобилей не по нагрузке на ось, а по разрешенной максимальной массе не соответствуют действующей нормативно-правовой базе.

В отдельный блок можно выделить вопросы, относящиеся к Налоговому Кодексу (в части введения налогов и сборов). В соответствии со статьей 8 НК РФ плата за специальные пропуска на проезд автотранспорта по автодорогам общего пользования является сбором, а установление налогов и сборов – прерогатива законодательной, но не исполнительной власти.

Подобных логических нестыковок в распоряжениях местных органов власти, касающихся «весеннего ограничения», более чем достаточно. Участники конференции вновь обращают внимание, что ПО ВСЕМ СЛУЧАЯМ обращений в органы прокуратуры и суда по поводу незаконности взимания сборов за проезд автотранспорта, закон был на стороне автоперевозчиков. Однако из года в год порочная практика «весеннего закрытия дорог» и организация незаконных поборов процветает.

При всей очевидности незаконного характера распоряжений местных властей федеральные органы власти устраняются от решения проблемы по существу. Характерна реакция Минтранса на заявления и обращения автоперевозчиков по поводу «весеннего закрытия» в 2005 году.

Как известно, Приказ Федерального дорожного агентства от 25.03.2005 №ОБ-25 «О введении временного ограничения движения транспортных средств по федеральным дорогам с целью обеспечения безопасности дорожного движения» не прошел регистрацию в Минюсте и был отменен. Но это не помешало местным властям вводить свои собственные ограничения. Федеральное дорожное агентство отказалось дать принципиальную оценку незаконной деятельности своих подразделений на местах, мотивируя это тем, что «принцип разграничения полномочий не дает им права вмешиваться в вопросы, находящиеся в компетенции местных органов власти».

Прокуратура принимает решения по конкретным фактам обращений автоперевозчиков, однако выстроенная за долгие годы чиновничьей вседозволенности система, направленная на сбор взяток на дорогах, разрушение целостности транспортной инфраструктуры государства, так и не получила должной оценки с точки зрения соблюдения российского законодательства.

Эффективность мер по якобы «защите дорожного полотна в период весенней распутицы» наглядно показывает пример Пермского края. После обращения к губернатору края автоперевозчиков — членов некоммерческого партнерства «Объединение добросовестных перевозчиков «Прикамье»аппарат губернатора дал задание выяснить реальное положение дел. По официальным данным, на территории края в 2004 году за выдачу пропусков в период «весенней распутицы» было получено около 20 миллионов рублей. Ремонт одного километра дороги, по информации управления дорог Пермского края, обходится в 5-8 миллионов рублей. То есть за деньги, полученные от перевозчиков огромного региона с развитой промышленностью и сельских хозяйством, от транзитных перевозчиков, осуществляющих колоссальные объемы перевозок из европейской части России на Урал, в Сибирь и обратно, можно отремонтировать всего 3-4 километра дорог! 3-4 километра дорог, которые, возможно, будут отремонтированы – и полтора-два (а с учетом «закрытия дорог» в соседних регионах и три) месяца, в течение которых автотранспортные предприятие не в состоянии обеспечить эффективную работу, сворачивают объемы перевозок, отправляют персонал в неоплачиваемые отпуска. Сложно подсчитать, какой ущерб несут бюджеты всех уровней от снижения объемов перевозок и, соответственно, снижения налоговых отчислений предприятий. Еще сложнее оценить размеры взяток и поборов, которым подвергаются водители. Незаконные ограничения движения транспорта становятся питательной почвой для роста коррупции.

Учитывая все вышесказанное, участники конференции добросовестных перевозчиков обращаются:
— в Торгово-промышленную палату РФ с просьбой провести всеобъемлющую правовую экспертизу решений как федеральных, так и местных органов власти, связанных с так называемым «ограничением движения автомобильного транспорта в период весенней распутицы»;
— в Генеральную прокуратуру РФ с требованием дать принципиальную оценку незаконных ограничений движений автомобильного транспорта, незаконных денежных сборов, производимых в нарушение действующего законодательства, нарушающих единство экономического пространства государства, препятствующих свободе перемещения товаров, свободе экономической деятельности;
— в Государственную Думу РФ с просьбой инициировать депутатский запрос в Правительство РФ об эффективности и целесообразности «весенних ограничений», опирающихся на документы тех времен, когда по грунтовым и щебеночным дорогам Советского Союза передвигались автомобили ГАЗ-51 и ЗИЛ-130. По факту, подобные ограничения на нынешнем этапе развития транспортных средств и технологий дорожного строительства ведут не к сохранению целостности дорог, а к перекладыванию ответственности за ненадлежащее качество строительства и ремонта автомобильных дорог на автоперевозчиков, и оставляют в стороне принципиальные вопросы качество строительства автомобильных дорог, которые необходимо задавать Федеральному дорожному агентству.

Вице-президент некоммерческого партнерства «Объединение Добросовестных
Перевозчиков «Прикамье» (г.Пермь) ЛЕЩЕВ Константин Алексеевич,
тел. (3422) 12-01-43, Е-mail: ODP-Prikamie@yandex.ru

Президент некоммерческого партнерства «Объединение Перевозчиков Сибири» (г.Новосибирск) ТРУНАЕВ Вячеслав Станиславович,
тел. (383) 210-53-27, Е-mail: sib@npops.ru

Президент некоммерческого партнерства «Объединение Добросовестных
Перевозчиков «Белогорье» (г.Белгород) МАЗУР Дмитрий Георгиевич,
тел. 8-910-360-88-80 Е-mail: ODP-Belogorie@yandex.ru

Директор «Автономной некоммерческой организации транспортников Южного региона»
(г. Новороссийск) СЕНЬКО Валентин Григорьевич
тел. (8617) 67-20-88

Главный редактор журнала «Дальнобойщик»,
Координатор межрегиональных проектов объединений добросовестных перевозчиков (г.Москва) ВОЙТКО Валерий Евгеньевич,
тел.(495) 7777-016, Е-mail: dalnoboi@ttk.ru

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики