Уважаемые участники конференции!
Сегодня нам предстоит обсудить итоги деятельности Федерального дорожного агентства, оценить эффективность принимаемых мер в сфере строительства и эксплуатации автомобильных дорог, рассмотреть проблемные вопросы, возникающие в процессе работы.
Не стану останавливаться на конкретных цифрах и показателях деятельности Росавтодора, об этом будет докладывать руководство агентства.
Я хотел бы остановиться на деятельности Минтранса, направленной на нормативное правовое регулирование дорожного хозяйства.
К сожалению не все планы 2005 года удалось реализовать в полном объеме, но работа продолжается и можно подвести некоторые промежуточные итоги.
В настоящее время направлен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О платных автомобильных дорогах». Данный законопроект устанавливает разграничение предметов ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при строительстве, реконструкции и эксплуатации платных автомобильных дорог; определяет цели, принципы и условия принятия решений об эксплуатации автомобильных дорог на платной основе, а также порядок их принятия; устанавливает требования к альтернативному бесплатному проезду. Принятие указанного закона даст дополнительные гарантии инвесторам и пользователям автомобильных дорог.
В Минтрансе России действует Рабочая группа по развитию платных автомобильных дорог и других объектов транспортной инфраструктуры. В ее задачи входит мониторинг хода реализации инвестиционных проектов создания платных автомобильных дорог, совершенствование нормативной, методической и законодательной базы, организация взаимодействия с государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Важнейшим условием для развития сети автомобильных дорог в Российской Федерации является их обеспечение земельными ресурсами и определение потребности в земельных участках для перспективного строительства и реконструкции этих автомобильных дорог. Направлен в Правительство Российской Федерации проект постановления «Об утверждении Норм отвода земель для автомобильных дорог в Российской Федерации, Порядка установления и использования полос отвода федеральных автомобильных дорог». Проект постановления разработан в целях гармонизации законодательства Российской Федерации и международных законодательных актов, реализации положений ратифицированных международных конвенций и соглашений, установления единых норм определения предельных минимальных размеров земельных участков для размещения автомобильных дорог и необходимых для их функционирования дорожных сооружений, а также определения порядков установления и использования полос отвода федеральных автомобильных дорог.
Разработан и направлен в Минюст России проект постановления Правительства Российской Федерации «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации». Этот проект определяет критерии разграничения полномочий в отношении автомобильных дорог между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления. При этом предполагается, что такое разграничение полномочий будет основой для осуществления перечисленными уровнями власти функций по оказанию государственных и муниципальных услуг, управлению государственным и муниципальным имуществом в сфере дорожного хозяйства, для решения вопросов местного и межмуниципального характера.
Ведется работа по решению проблемы повреждения автомобильных дорог, вызываемого движением грузовых транспортных средств. В связи с этим подготовлен и направлен в Правительство Российской Федерации проект постановления «О введении временного ограничения движения транспортных средств по федеральным автомобильным дорогам общего пользования». Прорабатывается вопрос о введении для грузовых транспортных средств при движении по федеральным автомобильным дорогам Дорожных сборов — компенсационных платежей за ущерб, наносимый автомобильным дорогам,
Во исполнение поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации Минтранс России подготовил и направил в Минфин предложения по совершенствованию механизма финансирования расходов на эксплуатацию и развитие автомобильных дорог. Намечены целевые источники финансирования автомобильных дорог, с учетом 30-летней продолжительности жизненного цикла и межремонтных сроков, установленных нормативными документами, а также поэтапной, в течение 5-7 лет, ликвидации накопленного отставания в выполнении ремонтных работ. Минтранс предлагает создать межведомственную комиссию в составе ответственных представителей причастных министерств, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В декабре 2005 на расширенном заседании коллегии Министерства транспорта Российской Федерации обсуждалась Концепция реформирования дорожного хозяйства Российской Федерации, в которой отражены цели, задачи и мероприятия по реформированию дорожного хозяйства, а также этапы проведения реформы. В соответствии с принятыми решениями Основы концепции дорабатываются и в мае текущего года документ будет направлен на рассмотрение Правительственной комиссии по административной реформе.
Дорожное хозяйство остается единственной отраслью в Российской Федерации, не имеющей законодательного акта прямого действия, регламентирующего особенности правового регулирования содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации. Поэтому важнейшим принципиальным вопросом была и остается разработка и принятие базового федерального закона в сфере дорожного хозяйства, в котором должны найти отражение пути решения важнейших проблем развития автомобильных дорог. В настоящее время разработана и направлена на согласование в заинтересованные министерства концепция федерального закона «Об автомобильных дорогах».
Надеюсь, что дальнейшая совместная работа по координации усилий всех ветвей власти, населения и бизнеса позволит решить поставленные перед дорожной отраслью задачи.
Благодарю за внимание.