Газета «Труд», № 59 за 5 апреля 2006 г.
«Олег Белозеров: За халатность бракоделы ответят рублем»
Бюджетных денег пока хватает только на ремонт. За чей счет построим новые дороги?
Спасать существующие дороги от разрушения — скромная задача, но даже ее пока не в состоянии решать российские дорожники. О том, почему при огромных доходах казны в России не хватает денег на строительство новых трасс, нашему корреспонденту рассказал глава Федерального дорожного агентства Олег БЕЛОЗЕРОВ.
— Олег Валентинович, российские дороги ругают все, кому не лень. Наверное, вам это слышать не доставляет удовольствия?
— Конечно, приятного мало. Дорожная отрасль постоянно испытывает дефицит средств. Мы не раз говорили, что невозможно иметь нормальные дороги, если на их содержание отпускается 20 — 25 процентов от потребности. Правда, в 2006 году положение несколько улучшилось: нам выделили 43 млрд. рублей — на 20 млрд. больше, чем было. Но при этом требуется только на ремонт и содержание дорог порядка 100 млрд. рублей.
Мы все же надеемся показать неплохой результат и привести в порядок около 4 тысяч километров дорог.
— Как собираетесь выкручиваться?
— За счет смены приоритетов. Уже в 2005 году мы — разумеется, не от хорошей жизни — практически отказались от прокладки новых трасс в пользу ремонта и завершения уже начатых. Сегодня строительство двух-трех километров дорог стоит столько же, что и содержание, ремонт десятков километров существующих. Подчеркну — речь идет о капитальном ремонте полотна с заменой основания. Дело в том, что большая часть дорог построена в 60 — 70-е годы прошлого века и рассчитаны на 6-тонную нагрузку на ось автомобиля. Сейчас основу парка составляют большегрузные машины с показателем в 10 тонн. Ставить «заплатки» на старых дорогах — себе дороже. Основание все равно не выдержит.
— И что конкретно дала смена приоритетов?
— Прежде всего удалось сдать в эксплуатацию многие объекты долгостроя. Среди них такие социально значимые, как мостовой переход через Кольский залив, автомобильные мосты через реки Кама и Ветлуга в Республике Марий Эл. Мы ввели в строй самый длинный в России тоннель на автодороге Адлер — Красная Поляна, закончили реконструкцию дороги Москва — Нижний Новгород, продолжили строительство магистрали Чита — Хабаровск и кольцевой дороги вокруг Санкт-Петербурга. Всего было построено около 200 километров федеральных дорог. За год нанесена разметка на все без исключения наши автотрассы. Плюс капитально отремонтировали более 3,5 тысячи километров дорог, ликвидировали 282 опасных участка.
Конечно, результаты могли быть более значимыми, если бы объемы финансирования не упали в три раза по сравнению с 2000 годом. Ситуацию исправляли уже по ходу дела, когда дважды из бюджета добавляли финансирование. Жаль только, что часть денег пришла в отрасль в конце года, когда зима заставила сворачивать работы на важнейших объектах.
— Росавтодор жалуется на нехватку средств, а Минфин заявляет, что дополнительные траты из бюджета разгонят инфляцию.
— Инвестиции в дороги не приводят к инфляции, а, наоборот, являются антиинфляционной мерой. Это долгосрочные вложения, которые крайне важны для экономики страны. Без хороших дорог мы не решим проблему удвоения валового внутреннего продукта (ВВП). Хотя бы уже потому, что этот продукт надо просто перемещать — из города в город, от производителя к потребителю.
— При освоении бюджетных средств всегда велика опасность, что деньги банально разворуют. Как быть?
— Чтобы не было сомнений в правильности расходования казенных денег, Росавтодор перевел все проекты на принципиально новую конкурсную основу. Кроме прочего, она не допускает демпинга. Раньше бывали случаи, когда боровшиеся за подряд фирмы предлагали цены на 15 — 20 процентов ниже, чем это требовалось по нормам и правилам. Потом в ходе работы занижалось качество, а за счет корректировки проектов и введения повышающих коэффициентов расходы подгонялись под реальную стоимость проекта.
Я ответственно заявляю: такого больше не будет. Чтобы ни у кого не было соблазна сдать некачественную дорогу в эксплуатацию и умыть руки, мы заставим строителей не только нести гарантийные обязательства, но и эксплуатировать тот участок, который они построили. Со всеми вытекающими последствиями. За каждую ямку и колдобину будет кому ответить рублем. Здесь мы используем опыт развитых стран мира, давно применяющих эту практику.
— А чем собираетесь порадовать автомобилистов в 2006 году?
— Несмотря на дефицит средств, мы намерены ввести в строй вдвое больше дорог, чем годом ранее. Важнейшей стройкой будет окончание работ на ряде участков трассы Чита — Хабаровск, завершение восточного полукольца КАД в Петербурге и сдача в эксплуатацию ряда участков на трассе «Дон». Кроме того, будут построены три мостовых сооружения: через реку Томь в Кемерово, который начали возводить еще в 1990 году, первая очередь моста через Волгу в Ярославле, а также еще один мост через реку Чулым в Томской области.
В 2005 году в рамках подпрограммы «Автомобильные дороги» из федерального бюджета было выделено более 110 млрд. рублей. В ближайшие четыре года на строительство и ремонт дорог планируется выделить около 880 млрд. рублей. /Алексеев Владимир/