21.04.2006

Мозги на дороге не валяются

В России пока не хватает денег, средств контроля и мозгов, чтобы эффективно реализовывать проекты развития транспортной инфраструктуры. К такому выводу пришел премьер Михаил Фрадков на заседании кабинета министров.

Вчера правительство России одобрило меры по реализации среднесрочной программы развития транспорта до 2010 года. Обсуждение доклада министра транспорта Игоря Левитина не оставило равнодушным ни одного члена кабинета министров, поскольку транспортные проблемы касаются всех без исключения отраслей экономики.

Если сейчас транспортные издержки у нас составляют 15 – 20% в конечной цене продукта, а в развитых странах всего 6 – 8%, то министр сельского хозяйства Алексей Гордеев не может вывезти зерно из Сибири. Если в России мобильность населения в 2,5 раза ниже, чем за рубежом, то как Герману Грефу развивать новые экономические районы? Рост тарифов выше инфляции по причине крайне высокого износа фондов не дает министру обороны Сергею Иванову перевозить военных. Если 50 тысяч российских населенных пунктов (около 12 млн. человек) не связаны сетью дорог с твердым покрытием, то туда шесть месяцев в году вообще никому нет хода.

Как сообщил своим коллегам Игорь Левитин, реализация предложенной стратегии позволит через четыре года снизить транспортные издержки до 12% путем реализации крупных транспортных проектов, привлечь инвестиции для дальнейшей модернизации.

В целом к 2010 году мобильность населения должна повыситься в 1,3 раза, объем транзитных перевозок – в 1,6 раза, объем транспортных услуг – вдвое.

«Все как-то привыкли одобрять цели, не сильно вникая в их суть. Нужно честно и открыто сказать, что даже при повышенном финансировании, которое предлагают транспортники в трехлетнем финансовом плане, мы не достигнем ни одной из заявленных целей, – заметил министр экономического развития и торговли Герман Греф. – С 2000 года ввод автомобильных дорог сократился в три раза, финансирование составляет всего 18% от того, что было 5 лет назад. Представленная стратегия не позволит выйти даже на показатели 2000 – 2001 годов».

Греф описал достоинства новых нанотехнологий, с помощью которых теперь строятся дороги в развитых странах. Стоимость строительства снижается в два раза, качество улучшается в 2,5 раза при гарантированном сроке службы 10 лет. «Однако у нас нет не только этих технологий, но даже и желания их получить», – посетовал Греф.

«Если резюмировать: вы подняли проблему неэффективности принимаемых нами решений, и это совершенно правильно. Если в приоритетах расставить выводы, то чего нам не хватает: денег, мозгов, контроля? За счет чего решать проблему? – в свою очередь возмутился премьер Михаил Фрадков. – Те меры, которые принимает Минтранс, «оголяют» проблему – и это тоже результат. Мы уперлись в стенку – и это тоже результат. Теперь предстоит решить, как и за счет чего двигаться дальше».

«Если под мозгами вы имели в виду новые технологии, то не хватает всех трех элементов, – ответил Греф. – Нужно поработать над трехлетним финансовым планом, и цифры, которые там заложены, явно придется увеличивать. И вместо программы развития общественного транспорта нужна программа развития новых технологий и контроля качества дорожного и аэродромного покрытия».

Министр природных ресурсов Юрий Трутнев, в красках живописав российское бездорожье, порекомендовал дороги или коренным образом реконструировать, или построить новые. «Мы будем каждый год закапывать деньги в снег, тратить средства на содержание дорог, а состояние инфраструктуры будет ухудшаться, и вместе с ним инвестиционный климат и экономика страны. Нужна переориентация приоритетов», – заключил Трутнев, как известно, хороший автогонщик.

Трутнева поддержал глава Минфина Алексей Кудрин. «У нас за два последних года в бюджете объем инвестиций удвоился, а затраты на дорожное строительство возросли лишь на величину инфляции, – заметил Кудрин. – По сути, мы убрали дороги из приоритетов. Нужно вернуть». Фактически даже министр финансов не возражал против значительного увеличения финансирования этой статьи.

Правда, трудно даже представить, сколько необходимо средств, чтобы ситуация улучшилась. «На дорожное строительство до 2010 года предусмотрено 1,5 трлн. рублей, – попытался прояснить сложность задачи министр Игорь Левитин. – Если сейчас у нас только 37% дорог соответствует нормативам, то при этой сумме к указанному сроку будет соответствовать всего 39. Хотя наша цель – достигнуть 80-процентного соответствия российских дорог нормативам эксплуатации».

Впрочем, один из выходов Минтранс видит в переходе к финансированию дорожной отрасли по нормативам. «В год на содержание нам необходимо 94 млрд. рублей, но до 2004 года нам давали всего около 20, – сообщил Левитин. – Минтранс вышел с предложением добавить в трехлетний план ту сумму, которая была недоинвестирована (35 миллиардов в год), а с 2011 года перейти на финансирование строго по нормативам, потому что любой другой подход приведет к разрушению дорожного комплекса». Финансирование по нормативам позволит привлечь частный бизнес к ремонту и эксплуатации магистралей, поскольку предприниматели будут знать, что все свои обязательства по капитальному ремонту государство выполнит.

Минфин это предложение министра транспорта пока не прокомментировал.

Премьер подытожил заседание: «Деньги деньгами, но не забывайте о мозгах и контроле. Все мы знаем, как деньги закапывают…»

Сергей ПЛЕТНЕВ

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики