Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые участники заседания Президиума Госсовета!
В начале своего выступления, разрешите от имени работников отрасли поблагодарить Вас, Владимир Владимирович, а также Правительство Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации за внимание, которое уделяется проблемам развития транспортного комплекса, отметить понимание и поддержку со стороны смежных министерств и администраций регионов.
В течение года развитию транспортной инфраструктуры было посвящено два Президиума Госсовета (в Ярославле и Мурманске), и два совещания под Вашим руководством.
Важность устранения ограничений инфраструктурного характера социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе и в сфере развития транспортной инфраструктуры, была подчеркнута в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 27 апреля с.г.
Решение данной задачи осуществляется в соответствии с ключевыми направлениями, обозначенными в Послании Федеральному собранию, и задачами, поставленными Правительством Российской Федерации в целях повышения транспортной доступности для населения Российской Федерации, повышения конкурентоспособности и реализации транзитного потенциала страны, повышения комплексной безопасности транспортной системы и улучшению инвестиционного климата отрасли.
В соответствии с Перечнем поручений:
» разработана и рассмотрена на заседании Правительства Российской Федерации Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года;
» разработан и находится в стадии согласования проект Концепции развития аэродромной (аэропортовой) сети Российской Федерации;
» разработан комплекс мер, направленных на развитие морских портов и портовых особых экономических зон;
» осуществляется разработка инфраструктурных инвестиционных проектов по развитию
Волго-Донского канала и Волго-Балтийского водного пути.
Остановлюсь коротко на результатах работы транспортного комплекса.
По предварительным оценкам, в 2007 году, по сравнению с 2002 годом, грузооборот вырастет на 29 % и составит 2445,5 млрд. тонно-километров.
Пассажирооборот транспорта общего пользования, включая городской электрический, в 2007 году составит 484,7 млрд. пассажиро-километров или 103,45% к уровню 2002 года.
Объем перевалки грузов в морских портах и других стивидорных компаниях в 2007 году вырастет по сравнению с 2002 годом на 78,0 % и составит 464,0 млн. тонн, что превышает максимальный объем перевалки грузов портами Советского Союза в 1989 году — 403 млн. тонн.
За последние годы значительно возросла роль автомобильного транспорта во внешней торговле. Перевозки грузов автомобильным транспортом между Россией и зарубежными странами увеличились по сравнению с 2005 годом почти на 9% и составили 36,5 млн. тонн. Доля отечественных перевозчиков в освоении российской грузовой базы автоперевозок достигла 40 %.
Автотранспортный рынок России в стоимостном выражении является одним из емких по сравнению с другими отраслями экономики и по нашим оценкам составляет порядка 3 трлн.800 млрд. руб в год.
Созданы условия для эффективной работы транспортных предприятий и организаций. В 2006 году прибыль до налогообложения крупных и средних организаций транспортного комплекса по видам экономической деятельности составила 104 млрд. рублей.
Налоговые поступления в бюджетную систему Российской Федерации от деятельности всех отраслей транспорта составили 286,1 млрд. рублей.
Поступление неналоговых доходов в федеральный бюджет от перечисления дивидендов по федеральным пакетам акций транспортного комплекса составили в 2006 году 2,33 млрд. рублей.
Объем инвестиций в основной капитал в транспортном комплексе в 2006 году вырос по сравнению с 2002 годом более чем в 2 раза и составил 492,3 млрд. рублей. В 2007 году объем инвестиций в основной капитал в транспортном комплексе составит 770,7 млрд. рублей, рост составит 43 %.
Показателем инвестиционной привлекательности транспортной отрасли стала подготовка и выход компаний на фондовый рынок.
Экспорт транспортных услуг (по методологии платежного баланса) в отраслях транспортного комплекса за 2006 год по сравнению с 2005 годом увеличился на 10,5 % и составил 8606 млн. долларов США.
По прогнозам в 2007 году прирост экспорта транспортных услуг превысит 30%.
Инструментами достижения стратегических приоритетов и решения тактических задач в области развития транспортной инфраструктуры являются целевые программы — федеральные и ведомственные — и реализация высокоэффективных инвестиционных проектов за счет финансирования из средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и других институтов развития.
Основным программным инструментом реализации стратегии развития транспорта на среднесрочный период является Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)». Срок действия Программы был определен на период с 2002 по 2010 год.
Период ее реализации совпал с серьезными социально-экономическими преобразованиями в стране, такими как проведение административной реформы, изменение структуры и функций органов исполнительной власти, упразднение МПС России и создание ОАО «РЖД», изменение системы финансирования дорожного хозяйства, создание институтов развития, разработка и внедрение механизмов государственно-частного партнерства.
Все эти изменения учитывались при корректировках Программы. Так, с 2006 года было принято решение о включении новой подпрограммы межотраслевого характера «Развитие экспорта транспортных услуг». Мероприятия подпрограммы направлены на формирование проектов развития инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства и создание условий для их последующей реализации. Финансирование инвестиционной фазы проектов предполагается за счет средств Инвестфонда Российской Федерации. Примером такого проекта может служить создание авиационного ХАБа в г. Красноярске.
Достижение поставленных в программе целей стало возможным в результате проведения намеченных мероприятий и реализации проектов, направленных на реконструкцию, восстановление и модернизацию наиболее напряженных элементов инфраструктуры транспортного комплекса.
Все программные мероприятия увязываются с реализацией приоритетных национальных проектов.
В ходе реализации Программы, в соответствии с Вашим поручением, в отрасли завершается строительство всех объектов — так называемых «долгостроев».
Одновременно завершены или будут завершены ряд крупномасштабных инфраструктурных проектов.
В рамках реализации подпрограммы «Железнодорожный транспорт» закончено строительство 1-го пускового комплекса Томмот-Кердем железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск в Республике Саха (Якутия), переустройство участка железнодорожной линии Известковая-Чегдомын, осуществляется комплекс мероприятий по модернизации железнодорожной инфраструктуры острова Сахалин.
По подпрограмме «Автомобильные дороги» выполнены работы по строительству и реконструкции участков автомобильных дорог федерального значения, в том числе Чита-Хабаровск, М4 «Дон», М5 «Урал», М10 «Россия», транспортный обход г. Санкт-Петербурга.
В период 2006-2007 годов введены в эксплуатацию ряд приоритетных капиталоемких объектов, включая шесть уникальных внеклассных мостовых перехода (через реку Чулым на автомобильной дороге Камаевка — Асино — Первомайское в Томской области, через р. Волгу на строящемся обходе г. Ярославля, через р. Томь в г. Кемерово, через р.Дон на автомобильной дороге Морозовск — Цимлянск — Волгодонск в Ростовской области, Санкт-Петербург, Иркутск).
Важным этапом в развитии дорожной отрасли стало принятие в 2007 г. Правительством Российской Федерации решения о поэтапном переходе к финансированию содержания федеральных автомобильных дорог по утвержденным нормативам. Хочу высказать благодарность за конструктивную работу по этому вопросу Минфину и МЭРТу России.
По подпрограмме «Гражданская авиация» будут введены в строй после реконструкции и строительства 53 объекта авиатранспортной инфраструктуры, в том числе выполнена реконструкция взлетно-посадочных полос в аэропортах Сочи, Пулково, Геленджик, Минеральные Воды, Красноярск, Хабаровск, Самара, Курган.
По подпрограммам «Морской транспорт» и «Внутренние водные пути» введены в эксплуатацию новые морские нефтяные терминалы в портах: Приморск, Мурманск, Высоцк, Новороссийск, Санкт-Петербург, Калининград, Махачкала. Для перевалки экспортного угля в последние годы увеличены мощности в портах Мурманск, Усть-Луга, Восточный.
Открыто железнодорожно-паромное сообщение Усть-Луга — Балтийск, предназначенное, прежде всего, для обеспечения надежной транспортной связи России с Калининградской областью, а также паромное сообщение Балтийск — Мукран (Германия).
В 2006 г. завершен комплекс работ по строительству II нитки шлюза Кочетовского гидроузла, что является первым шагом на пути комплексной реконструкции Волго-Донского канала.
Тем не менее, остались системные проблемы, которые мы не сможем решить в рамках ФЦП «Модернизация транспортной системы».
Кратко хочу остановиться на них.
Рост темпов автомобилизации, пассажиропотоков и грузопотоков существенно опережает прирост транспортной инфраструктуры. Сегодня большое количество дорог работает в режиме перегрузки.
Динамично развивающаяся экономика России выдвигает перед транспортной системой страны дополнительные требования не только к повышению пропускной способности инфраструктуры, но и к внедрению новых технологий, инновационных решений, повышению качества обслуживания и снижению административных барьеров и качества планирования.
В области гражданской авиации за последние годы удалось остановить выбытие аэродромной сети. Однако аэродромная сеть России не удовлетворяет ни по количеству, ни по качеству. Износ сети приблизился к 80%. В настоящее время разработана концепция развития аэродромной сети России, которая станет предметом обсуждения на Правительстве Российской Федерации в ноябре т.г. Концепция, помимо вопросов построения оптимальной топологии, предусматривает практическое использование механизмов ГЧП для притока инвестиций в отрасль, и в первую очередь механизма концессий. Одновременно, на новом уровне предлагается решение вопросов взаимодействия федерации и регионов, которое предусматривает выработку согласованных решений по реконструкции и содержанию аэродромной сети России. Необходимо отметить, что новое качество возникает во взаимоотношении с Министерством обороны, поскольку формируется вариант согласованных действий по поддержанию и развитию аэродромной сети как гражданской так и государственной авиации.
Авиационная мобильность населения России значительно уступает Европейским странам и США. Анализируя основные причины сложившейся ситуации можно в первую очередь выделить такие факторы как дефицит провозных емкостей, низкую эффективность существующего воздушного парка и высокий износ инфраструктуры.
Воздушное пространство России обладает значительным транзитным потенциалом, интерес к нему у наших зарубежных партнеров велик. В этом году завершается объединение военной и гражданской составляющей Единой системы организации воздушного движения, предусмотрено ее поэтапное преобразование в Аэронавигационную систему, и она должна стать полностью совместимой с европейской и мировой системами. Правительством Российской Федерации рассмотрена Концепция
Программы развития аэронавигации и мы рассчитываем на ее утверждение в следующем году.
В области железнодорожного транспорта необходимо отметить, что со времен Советского Союза сеть российских железных дорог практически не приросла ни одним километром новых железнодорожных линий. Существуют серьезные ограничения по пропускной способности на действующей сети. В тоже время наши соседи с востока и запада уже почти десять лет пользуются преимуществами высокоскоростного железнодорожного сообщения, а мы так и не приступили к его реализации.
Особая актуальность проблемы развития внутреннего водного транспорта обусловлена ослаблением его позиции в транспортной системе России из-за длительного периода недофинансирования, ухудшения состояния внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений, снижения отраслевого инвестиционного потенциала, что не позволяет в полной мере использовать его конкурентные преимущества для увеличения объемов грузовых и пассажирских перевозок, наращивания транзитного потенциала страны
Теперь хотелось бы остановиться на предлагаемом плане действий.
Мы считаем, что в развитии экономики Российской Федерации наступил этап, когда транспортная инфраструктура должна перейти от этапа поддержания и модернизации отрасли к ее развитию на основе инновационного и технологического прорыва. В этой связи представляется целесообразным откорректировать действующую Транспортную стратегию Российской Федерации и расширить горизонт ее планирования до 2030 г.
Приоритетами новой редакции Стратегии должны стать скоординированная согласованная работа всех видов транспорта и увязка федеральных планов развития с региональными планами и программами. Новый формат Стратегии позволит разработать на ее основе схемы территориального планирования федерального транспорта, согласованные со схемами территориального планирования регионов и других отраслей в соответствии с комплексными программами развития, предусматривающими межвидовую увязку различных видов транспорта и повышение качества предоставляемых услуг.
Уважаемый Владимир Владимирович! В этой связи прошу Вас поддержать предложение о доработке и утверждении в кратчайшие сроки Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года.
Практическим механизмом реализации Стратегии станет федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010-2015годы)» (далее — Программа).
Говоря о формировании Программы очень важно отметить следующее. Мы говорим в первую очередь о взаимосвязи транспортной инфраструктуры, безопасности и обороноспособности Российской Федерации, учитывая, что большая часть объектов инфраструктуры имеет двойное назначение. Решение задачи развития транспортной системы России должно быть неразрывно связано с оперативным оборудованием территории страны в целях обороны, что предполагает учет при разработке ФЦП «Развитие транспортной системы России» требований Министерства обороны к транспортной инфраструктуре Российской Федерации.
Качественный переход на Программу развития будет обеспечен новыми комплексными проектами с учетом исключительно нормативных сроков строительства. Эффективность такого подхода мы видим здесь в Красноярске на реализации проекта обхода города, который даже опережает нормативные сроки строительства.
Перевод транспортной системы на новый качественный уровень потребует значительных инвестиций в развитие транспортной системы на уровне 4,8 % ВВП. При этом уровень государственных федеральных инвестиций может достигать 2,2% ВВП. Финансирование мероприятий Программы предусматривается осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Вклад мероприятий Программы в валовой внутренней продукт Российской Федерации предварительно оценивается в 14 329 млрд. рублей.
При этом более половины средств Программы будет направлена в развитие промышленного производства и науки, а также в развитие новых территорий.
Особое внимание будет уделено комплексу мероприятий по обеспечению надежности и безопасности транспортной системы, формированию механизмов координации усилий региональных органов власти, бизнеса, заинтересованных в реализации комплексных инвестиционных проектов по развитию транспортной инфраструктуры.
Озабоченность вызывает факт отсутствия согласованного подхода и методики к строительству жилья, коммерческой недвижимости и развития транспортной инфраструктуры в крупных городах, претендующих на центры финансовых услуг и инновационных технологий. Это существенно увеличивает транспортную напряженность, создает предпосылки для увеличения дорожно-транспортных происшествий, более того строительство таких комплексов вообще не увязывается с развитием соседних территорий. Кроме того, узким местом крупных городов является отсутствие современных логистических центров. Создание таких центров предусмотрено как действующей так и новой Программой, в первую очередь в 10 крупнейших центрах Российской Федерации.
Обозначенная потребность в финансовых ресурсах для развития транспортной инфраструктуры России по сравнению с наиболее развитыми ведущими странами находится на уровне чуть ниже среднего мирового уровня.
Реализация мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры потребует существенных инвестиций. Причем бюджетные средства в данном случае должны выступать не в качестве основного источника, а являться стимулом и генератором для притока частных инвестиций в отрасль.
Минтранс России совместно с МЭРТ и Минфином России последовательно работает над повышением привлекательности транспортного комплекса для частных инвесторов.
Мы планируем шире задействовать зарекомендовавшие себя в мировой практике финансовые механизмы привлечения частных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры. Например, через выпуск транспортных облигаций.
Инвестиционные проекты транспортного комплекса стали лидерами первого блока проектов, для финансирования с привлечением средств Инвестиционного фонда.
Задействованы механизмы, направленные на прозрачность и публичное обсуждение проектов. Ведется совместная работа с институтами развития, в том числе заключено Соглашение о сотрудничестве с Внешэкономбанком, с которым совместно проводятся переговоры и презентации проектов. Создан Общественный Совет при Минтрансе России, действует Координационный совет по транспортной политике.
С целью существенного повышения качества подготовки проектов образован Экспертный совет по государственно-частному партнерству. Правительственной комиссией одобрены 10 инвестиционных проектов, 9 из которых имеют транспортную составляющую, в том числе на условиях концессии.
Суммарные капитальные вложения в развитие транспортной инфраструктуры по этим проектам в прогнозируемом периоде составят 268,2 млрд. рублей, в том числе из средств Инвестиционного фонда РФ — 120,5 млрд. рублей.
Большинство из указанных проектов реализуются за Уралом, что позволит в ближайшее время сформировать транспортную основу для ускоренного развития Сибири и Дальнего Востока.
Реализация Программных проектов позволит существенно увеличить основные объемные показатели транспортной инфраструктуры.
Эффективное и динамичное развитие транспортной инфраструктуры неразрывно связано с дальнейшим совершенствованием нормативного правового регулирования в этой сфере.
Одной из приоритетных задач стало формирование адекватной современным условиям нормативной правовой базы, как по видам транспорта, так и в целом по отрасли.
Результатом плодотворной совместной работы с Государственной Думой и Советом Федерации 2007 году стали федеральные законы, принятые в 2007г.
В части совершенствования нормативно-правовой базы дорожного хозяйства — 18 октября 2007 г. Государственной Думой приняты очень важные для отрасли законопроекты — «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации».
В области совершенствования нормативного регулирования на железнодорожном транспорте среди приоритетных задач, решавшихся в текущем году, следует выделить подготовку изменений в федеральные законы «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».
Концепции законопроектов «О внесении изменений в Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» в текущем году одобрены Комиссией Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.
Положения законопроекта направлены на уточнение требований, предъявляемых к хозяйствующим субъектам на железнодорожном транспорте, круга их прав и обязанностей, совершенствование правовых основ безопасности движения, четкое определение роли и места железнодорожного транспорта необщего пользования в системе железнодорожного транспорта, его структуры.
В 2007 году был принят ряд подзаконных актов, среди которых следует особо выделить:
» постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил предоставления в 2007 году субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в дальнем следовании (в плацкартных и общих вагонах)»;
» приказ Минтранса России «Об утверждении Порядка ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ открытого акционерного общества «Российские железные дороги»;
» приказ Минтранса России «Об утверждении Правил перевозки грузов собственными поездными формированиями», который направлен на регламентацию перевозок грузов поездами, сформированными из подвижного состава (локомотивы и вагоны) не принадлежащими ОАО «РЖД».
Решению вопросов, связанных с развитием портовой инфраструктуры и обеспечением взаимодействия между портами и организациями других видов транспорта, будет способствовать реализация положений федерального закона «О морских портах в Российской Федерации».
В целях реализации проводимой государственной политики по возрождению российского морского торгового флота, повышения его конкурентоспособности на мировом рынке морских транспортных услуг и, в конечном итоге, стимулирования возврата флота из стран так называемого «удобного» флага под Государственный флаг Российской Федерации разработан и принят Федеральный закон от 20 декабря 2005 г. 168-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов», которым был создан совершенно новый специальный таможенный и налоговый режимы для судов, подлежащих регистрации во вновь образованном Российском международном реестре судов.
Работу по комплексному изменению федеральных законов «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» планируется завершить к концу 2007 года.
В целом, транспортное законодательство России в настоящее время соответствует уровню развития общественных отношений в области перевозок. Тем не менее, общие и наиболее актуальные вопросы правового регулирования транспорта касаются нескольких аспектов.
Необходимо принять меры по ужесточению наказания в сфере обеспечения безопасности на транспорте. В недостаточной мере развиты и применяются институты страхования на транспорте. Так, Государственной Думой Российской Федерации приняты во втором чтении изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации, цель которых — увеличить страховые выплаты на воздушном транспорте до общемировых стандартов (не менее 2 миллионов рублей в случае причинения вреда жизни или здоровью пассажиров). Но комплексное и системное решение вопросов государственной политики в области страхования на транспорте должно найти отражение в отдельном федеральном законе «Об обязательном страховании ответственности перевозчиков», проект концепции и технического задания которого в настоящее время активно разрабатывается совместно с Министерством финансов.
Приоритетом в развитии транспорта должны стать внедрение современных информационных технологий. Приказами Минтранса России уже внедрены электронные билеты на воздушном и железнодорожном транспорте. Следует отметить, что данных нормативных актов недостаточно для комплексного решения всех проблем, связанных с эффективным применением электронных документов на транспорте (бухгалтерская отчетность, использование электронных документов в судах в качестве доказательств, упорядочение налоговой отчетности).
Неотъемлемой составляющей частью транспортной системы страны становится навигационное обеспечение, развитие которого позволяет значительно повысить эффективность использования транспортной инфраструктуры.
Федеральной целевой программой предусмотрено дальнейшее оснащение спутниковой аппаратурой ГЛОНАСС транспортного комплекса, развертывание диспетчерских систем по его управлению, создание контрольно-корректирующих станций. Роскартография в период до 2011 года планирует завершение создания цифровых открытых навигационных карт соответствующих масштабов.
Уважаемый Владимир Владимирович!
В транспортной отрасли работает около 13 млн. человек. Средняя заработная плата 16 тыс. 250 руб. По этому показателю отрасль находится на 7 месте. Темпы роста заработной платы не превышают уровень роста производительности труда.
Минтранс России уделяет большое внимание проблемам формирования кадрового потенциала, поскольку задачи развития транспортного комплекса могут быть решены только за счет обеспечения отрасли высокопрофессиональными специалистами.
В этом вопросе необходимо отметить конструктивную позицию Минобрнауки, которое поддерживает политику Минтранса в области подготовки кадров для транспортной отрасли.
В этой сфере мы планируем использование особых мер государственной поддержки вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы и современные технологии.
Впервые в Российской Федерации разработан курс подготовки специалистов по вопросам государственно-частного партнерства, который пользуется достаточно серьезной популярностью в деловом сообществе.
Важно отметить положительную тенденцию последних лет — рост числа подготовленных специалистов со средним образованием.
Уважаемые коллеги!
Развитие единой эффективной транспортной инфраструктуры Российской Федерации должно способствовать решению задач экономического развития государства. При этом задача может быть решена исключительно на основе четкого взаимодействия, разграничения компетенции и ответственности между федеральными органами государственной власти и субъектами Российской Федерации.
Рассмотрение этого вопроса на Президиуме Государственного совета придаст новый импульс реализации стоящих перед нами задач.
Благодарю за внимание.
Источник: Министерство транспорта Российской Федерации