[25.01.08] В Новосибирске сложилась критическая ситуация с поставками дизельного топлива
В четверг, 24 января, крупнейший оптово-розничный поставщик ГСМ в Новосибирской области ОАО «Новосибирскнефтепродукт-ВНК» (ННП) поднял розничные цены на своей сети АЗС на зимнее дизельное топливо на 50 копеек за литр. Теперь ННП продает солярку по 21 руб. 50 коп. за литр, как и многие АЗС Новосибирска. Причины повышения цены на дизтопливо в ННП объясняют повышенным спросом, а также сокращением запасов дизельного топлива.
«У нас его выгребают, а объемы — они конечны», — комментирует коммерческий директор ННП Сергей Курсов. К тому же, с его слов, почти месяц ННП реализовывал солярку чуть ли не себе в убыток. «Надбавка была очень маленькая, она и сейчас-то не особенно высокая», — говорит Курсов. Решение о повышении цены было принято руководством ННП с учетом сложившейся ситуации на местном рынке.
Практически все независимые нефтетрейдеры говорят, что розничная цена на дизтопливо в 21 руб. 50 коп. за литр экономически необоснована. Исходя из оптовых цен солярка должна стоить значительно дороже.
В Новосибирской области сохраняется дефицит нефтепродуктов. Пик кризиса пришелся на декабрь 2007 года, но рядовые потребители ГСМ его не ощутили. Особенно тяжелая ситуация возникла с поставками зимнего дизельного топлива. Поставщики ГСМ отмечают, что нефтеперерабатывающие заводы, поставляя значительные объемы нефтепродуктов за рубеж, не в состоянии сегодня обеспечить спрос на внутреннем рынке.
Из-за возникшего дефицита цены на дизельное топливо растут опережающими темпами. На местном рынке оптовые цены на солярку сегодня превышают розничные.
Впрочем, многих поставщиков и владельцев АЗС сегодня больше волнует даже не цена, а проблема, где взять зимнее дизтопливо. В декабре, когда ситуация достигла критического пика, ряд независимых владельцев новосибирских АЗС принял решение обратиться в антимонопольный комитет с жалобой на действия нефтяных компаний.
В частности, с 1 января одна из крупнейших нефтегазовых компаний России — ОАО «Газпром нефть» — изменила схему реализации нефтепродуктов. Компания отказалась от работы с независимыми нефтетрейдерами по прямым договорам в тех регионах, где присутствуют ее дочерние нефтесбытовые предприятия. Им было предложено приобретать нефтепродукты в региональных представительствах. Со слов операторов рынка ГСМ, представитель «Газпром нефти» в Новосибирской области — ННП — оказался не готов удовлетворить возросшее количество заявок от независимых нефтетрейдеров.
«В январе ситуация немного исправилась. Оптовые цены на бензин начали падать, но только на бензин. К сожалению, ситуация с дизельным топливом остается катастрофической», — говорит совладелец сети АЗС «Синтез» Геннадий Панкеев.
Между тем на сети АЗС «Синтез» дизельное топливо по объемам потребления стоит на втором месте после популярнейшей марки бензина Аи–92, и доля дизтоплива в структуре потребления растет. Чтобы обеспечить свою сеть соляркой, «Синтез» вынужден возить ее бензовозами из Ачинска. По словам гендиректора и владельца сети АЗС «Беркут» Михаила Сенчука, он тоже испытывает трудности с приобретением солярки.
«Мы торгуем дизтопливом мелким оптом по цене 21 руб. 50 коп. за литр, а в розницу оно стоит 21 рубль. Это повторение того, что было в Москве и Санкт-Петербурге два месяца назад. Из-за дефицита зимнего дизтоплива там произошла такая же ситуация», — говорит генеральный директор ЗАО «Союзнефтепродукт» («дочка» ОАО «Трансервис») Владимир Сакач.
Еще осенью «Трансервис» обеспечил себя серьезными запасами зимнего дизтоплива. «Даже без дополнительных закупок запасов нам хватит до 20–25 февраля», — отмечает Сакач.
Представители небольших компаний-поставщиков, не желая называть своих имен, дают боле резкие оценки сложившейся ситуации. «Сегодняшняя ситуация на рынке тяжелая а по дизелю критическая. Причем ситуация касается не только нашего региона, она имеет общефедеральный характер», — говорит руководитель небольшой сети АЗС. Причины перебоев с поставками и нестабильностью цен он объясняет борьбой нефтяных компаний с независимыми нефтетрейдерами за розничный рынок: «Процесс укрупнения бизнеса, в том числе и нефтяного, близок к завершению. Нефтяные компании могут устанавливать свои внутренние цены, и тогда независимым нефтрейдерам придется плохо. Если политика по выдавливанию независимых нефтетрейдеров сохранится, то произойдет окончательная монополизация розницы».
Участники рынка признают, что возникший дефицит ГСМ и диспропорция цен уже бьют по карманам новосибирских автовладельцев. В условиях, когда качественного топлива просто не хватает, появление фальсификата неизбежно.
Справка: За 2007 год среди всех видов нефтепродуктов дизтопливо подорожало больше всего — на 56 % (в абсолютных цифрах — на 8300 рублей за тонну). Для сравнения: бензин марки Аи–92 подорожал на 26 %, Аи–80 — на 22 %, Аи–95 — на 15 %. Данные ОАО «Трансервис».
Никита Дубов