Впервые власть утвердила стандарты качества отечественного бензина
Владимир Баршев, Игорь Велетминский
«Российская газета» — Федеральный выпуск №4604 от 5 марта 2008 г.
Минпромэнерго во главе с Виктором Христенко сумело преодолеть сопротивление противников техрегламентов о качестве бензина. Фото: Олег Прасолов
С 1 января 2009 года весь бензин и дизтопливо, производимые российскими НПЗ, должны будут соответствовать требованиям экологического стандарта «Евро-3», еще через год — «Евро-4». И, наконец, «Евро-5» вводится с 1 января 2013 года.
Эти требования содержатся в утвержденном правительством России техническом регламенте «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». Сегодня «РГ» публикует этот документ.
Отсрочка по выпуску бензина «Евро-3», по словам одного из авторов техрегламента, главного технолога ВНИИ по переработке нефти Владимира Булатникова, предусмотрена по той простой причине, что пока еще две трети российского автопарка — это машины, не соответствующие даже нормам «Евро-0». Соответственно, пока на рынке больше востребован бензин, соответствующий более низким стандартам экологичности. Тем не менее мы постепенно переходим к европейским нормам.
Новый техрегламент пробил себе дорогу только спустя полтора года после его разработки. Прежде всего контраргументы выдвигало минобороны, которое использует бензин с октановым числом 80, а также Росрезерв, который накопил огромные запасы такого бензина.
Документ предполагает разделение автомобильных бензинов и дизельного топлива на четыре класса — второй, третий, четвертый и пятый, что соответствует стандартам «Евро-2», «Евро-3», «Евро-4» и «Евро-5». Октановое число бензинов у второго класса составляет 92, у третьего, четвертого и пятого классов — 95.
В соответствии с техрегламентом любые виды бензинов и дизельного топлива не должны содержать металлсодержащие присадки. Предполагается также полное отсутствие в бензинах метанола, а доля этанола в бензинах с октановым числом 95 не должна превышать 5 процентов.
Есть и иные новшества. Все бензины и дизельное топливо могут содержать красители (кроме зеленого и голубого цвета) и вещества — метки. Таким образом, предполагается, можно будет отличать настоящее топливо от фальсификата. Бензины могут содержать также моющие присадки, не ухудшающие его показатели и свойства.
Как сообщил нам главный технолог ВНИИ по переработке нефти Владимир Булатников, в техрегламент внесли требования к продавцу по информированию покупателя о том, чем он торгует. Продавец должен будет указать место, где это топливо произведено, а также дату его изготовления. Помимо марки топлива, обязательно должно быть указано, по каким требованиям оно сделано (ГОСТ, ТУ). Если этой информации нет, заправку уже можно штрафовать. Так что автовладелец перед тем, как заливать в бак топливо, сможет ознакомиться с документацией на бензин. И если вдруг автомобилю не понравится залитый в него продукт нефтепереработки, то у водителя возникает формальный повод жаловаться именно на хозяина бензоколонки. Правда, эти требования вступят в силу не завтра, а лишь через полгода. Так что требовать от заправщиков документы на бензин можно будет только осенью.
Итак, власти намерены дать бой некачественному бензину, следуя опыту Европы. Там стандарты «Евро», регламентирующие содержание вредных веществ в автомобильных выхлопах, были разработаны Европейской экологической комиссией ООН. Они ограничивают допустимый выброс в атмосферу углекислоты, оксида азота, углеводородов, оксида углерода и химических веществ. В странах Евросоюза стандарт «Евро-2» действует с 1995 года, «Евро-3» — с 1998 года, а с 2007 года все автомобили оснащаются двигателями «Евро-4». Планируется, что требования «Евро-5» вступят в силу с 2009 года. В России же, если говорить о топливе, пока из всего топлива лишь около 40 процентов соответствуют стандарту «Евро-2» и около 9 процентов — «Евро-3», на котором придется ездить уже менее чем через год. Топливо более высокого класса в основном импортное и продается в крайне незначительных объемах.
Кроме того, переход на более высокие стандарты потребует модернизации отечественных НПЗ. Некоторые из них, не дожидаясь принятия регламента, начали процесс перевооружения. Тем более что автопром уже предъявляет повышенные требования. Действующая «Концепция развития автомобильной промышленности России до 2010 года» предусматривает переход автопрома на выпуск машин, соответствующих требованиям «Евро-2», с последующим поэтапным достижением и более высоких уровней. Начавшийся процесс промышленной сборки «российских иномарок» идет также в русле этой стратегии. Почти все ведущие российские автозаводы, зная о предстоящем ужесточении экологических требований, начали выпуск современных двигателей. Некоторые модели уже соответствуют требованиям «Евро-3».
Именно поэтому стратегической линией на ближайшие годы станет переход на производство бензина, соответствующего нормам «Евро-4», причем минуя стандарт «Евро-3», чтобы избежать повторной модернизации нефтеперерабатывающей промышленности. Чтобы перевести ее на стандарт «Евро-4», по подсчетам разработчиков регламента в минпромэнерго, потребуется 30 миллиардов долларов. Ключевой вопрос: последует ли за этим взрыв цен на бензин, ведь «игры в замораживание» не вечны? Эксперты приводят в пример нефтеперерабатывающий завод на Дальнем Востоке — он уже перешел на этот стандарт, и бензин подорожал всего на 50 копеек за литр. Но это лишь один элемент будущей сложной картины. Достаточно сказать, что качественный бензин уже сейчас дороже иных марок на 1-2 рубля за литр.
Сложность грядущей трансформации, кстати, учтена в техрегламенте. Введение режима переходного периода, очевидно, стало итоговым компромиссом с противниками новации. Так, техрегламент предусматривает переходный период, в рамках которого в течение трех лет со дня вступления в силу документа допускается выпуск в оборот бензинов с октановыми числами 80 и 92. Но в то же время оборот такого топлива возможен только при условии соответствия остальных характеристик требованиям регламента. Вводится и пятилетний переходный период для топлива, выпущенного до принятия этого техрегламента.