11.08.2009

Целью настоящей статьи является уточнение всего одного пункта Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Минтрансом РФ, Минтрансом РФ, МВД РФ и Федеральной автомобильно-дорожной службой РФ 27 мая 1996 года. Одновременно с уточнением автор статьи разъяснит, какие последствия влекут изменение всего одного символа в нормативно-правовом акте.

Пункт 2.3. Приложения №1 Инструкции содержит таблицу со значениями допустимой полной массы транспортных средств, разбитых на категории в зависимости от количества осей и вида подвижного состава. После указанной таблицы Инструкция содержит примечание, в котором и водителям, и правоприменительным органам в лице контролирующих организаций и их должностных лиц разъясняется порядок толкования и применения указанных в таблице значений. Обратим внимание на пункт 2 Примечания:

2. Предельные значения полной массы автотранспортных средств допустимы при равномерном их распределении по осям с отклонением в осевых нагрузках не более 35,8, а для передней оси не более 40,8.

Указанный текст взят из информационно-правовой системы «Гарант», широко используемой органами ГИБДД, транспортной милиции, мировыми судами при квалификации и назначении наказания «нерадивым» водителям, управляющим грузовыми транспортными средствами. Даже вдумчиво пробежав глазами по тексту, невозможно дать однозначного ответа: что имел в виду нормотворец, указывая эти цифры и в каких единицах измерения должны рассчитываться отклонения.
Другая правовая система «Консультант плюс» несколько снимает неоднозначность содержания нормы к таблице, указывая в своем примечании, что текст пункта 2 примечания приведен в соответствии с публикацией в «Российских вестях» № 157, 22.08.1996, №167 05.09.1996. В «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» №6 1996 года текст пункта 2 примечания опубликован в следующей редакции:

2. Предельные значения полной массы автотранспортных средств допустимы при равномерном их распределении по осям с отклонением в осевых нагрузках не более 35 %, а для передней оси не более 40%.
Отыскав первоначальный печатный источник публикации текста Инструкции, автор убедился, что изначально текст примечания содержал в себе количественный показатель в виде процентов. В результате технической ошибки символ «%» был заменен на «,8» и изложен во всех правовых системах, это автоматически лишило правового смысла, а значит и возможности правильного толкования и применения данной нормы.
Что же изменит для рядового водителя грузового транспортного средства и для руководителя транспортной компании такая вроде небольшая ошибка в тексте Инструкции. Правильная редакция Инструкции позволит защитить на дороге общего пользования, прежде всего, законопослушного перевозчика, который не допускает превышения предельно допустимой массы подвижного состава с грузом или без. Для примера рассмотрим значения пятиосного седельного автопоезда с расстоянием между крайними осями не менее 12, 2 метра. В соответствии с таблицей П.1.3 Инструкции полная масса ТС не может превышать 38 тон. Вместе с тем, масса автопоезда с разрешенной массой 38 тонн не является помехой должностным лицам контролирующих органов в пунктах весового контроля для составления протокола об административном правонарушении, для изъятия водительского удостоверения у водителя и последующего лишения водителя права управления ТС на срок от четырех до шести месяцев. Причиной этому будет превышение допустимых нагрузок, как правило, на одной или двух осях. Доводы водителя в пункте весового контроля или в мировом суде о невозможности с точностью до килограмма разместить в подвижном составе перевозимый груз, об отсутствии вины водителя в неправильной погрузке груза, произведенной в пункте загрузки силами грузоотправителя, как правило, не находят понимания и сочувствия.
Однако, создатели Инструкции содержанием вышеупомянутого примечания дали возможность избежать административной ответственности при превышении допустимой нагрузки на ось, но при строгом соблюдении значений полной массы автопоезда. Так, если полная масса автопоезда не превышает разрешенной, то при измерении нагрузки на ось транспортного средства должностные лица обязаны руководствоваться примечанием к пункту 2.3. Приложения №1 Инструкции, которое позволяет без привлечения к административной ответственности управлять транспортным средством с нагрузкой на переднюю ось равной 14 тоннам (10 тонн + 40%), а на остальные с разрешенной нагрузкой, увеличенной на 35%.
Анализируя вышеизложенное, необходимо сказать, что при проведении контрольного взвешивания в рамках Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ приоритетом обладает значение полной массы транспортного средства, а при равномерном распределении груза внутри подвижного состава значения допустимых нагрузок на ось должны определяться с учетом примечания к пункту 2.3. Приложения №1 Инструкции.

Автор статьи: Бакин А.В. ведущий юрист НП «Объединение перевозчиков Сибири»

P.S. Опубликование, полное или частичное цитирование вышеуказанной статьи в любом средстве массовой информации без получения письменного разрешения автора статьи запрещается. Нарушения авторских и иных прав на интеллектуальную собственность преследуется по закону.

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики