19.09.2013

В поисках дополнительных доходов для бюджета правительство вписало в него еще не оформленный законодательно утилизационный сбор с российских автозаводов, сообщает газета «КоммерсантЪ». Только в 2014 году они должны перечислить государству почти 119 млрд руб., а в целом за ближайшие три года — более 380 млрд руб. Сбор появился под давлением ВТО, и правительство обещало автопрому компенсировать эти расходы. Однако если платежи в бюджет уже рассчитаны и вскоре будут узаконены, то для компенсаций пока непонятен даже механизм.
Вчера глава Минфина Антон Силуанов заявил, что совокупные доходы бюджета от уплаты утилизационного сбора российскими автопроизводителями в 2014-2016 годах составят почти 383 млрд руб. Из них 118,9 млрд руб. государство должно получить уже в 2014 году, еще 127,4 млрд руб. в 2015-м и 136,6 млрд руб. в 2016-м. Министр пояснил, что эти доходы в виде субсидий будут направлены на поддержку моногородов, «отраслей гражданской промышленности» и обеспечение занятости. Импортеры автомобилей уже уплачивают аналогичный сбор с 1 сентября 2012 года, по оценкам источников «Ъ», бюджет получает 40-55 млрд руб. в год.
На российских производителей платежи придется распространить из-за претензий других членов ВТО, в первую очередь ЕС. Сбор на импортные автомобили был введен после присоединения России к ВТО, официально его объясняли «защитой экологии» и необходимостью создания «развитой сети утилизации». Но ставки полностью компенсируют снижение пошлин на автомобили после присоединения к ВТО. Летом ЕС начал процедуру консультаций в рамках ВТО о несоответствии сбора нормам организации.
В конце мая правительство внесло в Госдуму законопроект, который обязывает отечественные автозаводы платить сбор. Планировалось, что он вступит в силу с 1 июля, но пока документ не рассмотрен даже в первом чтении. Вчера первый зампред комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев сообщил «Ъ», что рассмотрение начнется на этой неделе, принят законопроект может быть до конца октября. Источники «Ъ» говорят, что, скорее всего, закон вступит в силу с января и «спор с ВТО должен быть исчерпан».
Государство не раз обещало, что автопроизводители, работающие в России в режиме промсборки (то есть почти все крупные российские автозаводы), получают компенсацию, поскольку сбор ухудшит условия реализации инвестпроектов. Но даже механизм компенсаций до сих пор не разработан. Источники «Ъ» говорят, что, скорее всего, это будут «промышленные субсидии». «Однако как отражать выплаты в бюджете пока не ясно, консультации продолжаются»,— говорит один из собеседников «Ъ».
Источники «Ъ» среди автопроизводителей опасаются, что в итоге им придется платить сбор без понимания, как и когда вернутся деньги. «Доходы от сбора уже отражены как статья бюджета, и отсрочить уплату не удастся»,— говорит один из собеседников «Ъ». Другой добавляет, что в условиях сокращения расходов бюджета автопроизводители могут вообще остаться без компенсаций. Официально ситуацию автопроизводители не комментируют «до появления ясности с уплатой сбора». В Минпромторге тоже отказались от комментариев. В Минфине лишь сказали, что «формируют бюджет в соответствии с предложениями профильных министерств».
Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» подсчитал, что, «исходя из объема продаж автомобилей в 2012 году», АвтоВАЗу и группе ГАЗ в 2014 году придется заплатить по 15 млрд руб. сбора, «Автотору» — 10-15 млрд руб., КамАЗу — 9 млрд руб., «Соллерсу» (с учетом SsangYong) — около 6 млрд руб., СП Ford-Sollers — 6 млрд руб., московскому заводу Renault «Автофрамос» — 4 млрд руб. «Подобные расходы сделают отечественных автопроизводителей убыточными, переложить их на покупателей они не смогут»,— полагает аналитик. Поэтому, уверен он, «компенсации для них однозначно будут введены».
Но тогда может возникнуть новая проблема: компенсации необходимо так отразить в бюджете, чтобы не вызвать новых вопросов у ВТО. Уже вчерашние заявления министра, считают участники рынка, чреваты новым спором. «Члены организации теперь могут заявить, что сбор расходуется не на экологию и является не согласованным с ВТО фискальным сбором»,— подчеркивает один из собеседников «Ъ». Он добавляет, что у других членов ВТО «давно есть вопросы к объему доходов от сбора», которые «превышают необходимые затраты на создание сети утилизации». По словам профессора НИУ ВШЭ, ведущего научного сотрудника ИМЭМО РАН Алексея Портанского, «направления расходования сбора могут вызвать вопросы, но они однозначно будут меньшими, чем основные требования, связанные с нарушениями условий равной конкуренции».

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики