С 2015 г. правительство может запустить реформу транспортного налога. При его расчете будет учитываться возраст и экологический класс автомобиля, сообщают «Ведомости».
Минфин предлагает взимать транспортный налог не с лошадиных сил, а поставить в зависимость от объема двигателя, учитывать экологический класс двигателя и возраст автомобиля, рассказал на прошлой неделе замминистра финансов Сергей Шаталов (его слова приводятся по «Интерфаксу»). Обновленный налог может заработать уже в 2015 г., допустил он, пока Минфин рассчитывает ставки.
Сейчас ставка налога (ее окончательный размер определяют региональные власти) зависит от мощности двигателя. Налоговый кодекс уже разрешает вводить корректирующие экологические коэффициенты: например, весной Калужская область обнулила налог для электромобилей. Это одна из мер программы развития электротранспорта в области, которую поручил разработать губернатор Анатолий Артамонов. Но в большинстве регионов экологических коэффициентов нет.
Дифференциацию ставок транспортного налога в зависимости от экологического стандарта и возраста автомобиля поддерживает Минпромторг. Для начала по-новому можно рассчитывать налог для коммерческого транспорта, предлагал замминистра промышленности и торговли Алексей Рахманов: это поможет снизить экологический вред и повысить безопасность перевозок. А вместе с введением предельных сроков эксплуатации коммерческих автомобилей такая мера помогла бы обновить автопарк, а заодно и поддержать рынок, надеется Рахманов. По данным Минпромторга, более 50% LCV (легкие коммерческие автомобили), 76% грузовиков и 57% автобусов — старше 10 лет. Средний возраст легкового автомобиля — 12 лет: почти 15 для российских авто и девять для иномарок, выяснил «Автостат». Рынку нужна поддержка: по итогам года PwC прогнозирует сокращение на 1,5-3%, падение могло быть и более сильным, но помогла программа льготного автокредитования. По данным «Автостата», загружено лишь около 60% мощностей.
Введение повышающих коэффициентов, зависящих от возраста и экологического класса, может помочь автопрому, только если стоимость содержания старых автомобилей вырастет достаточно существенно, замечает руководитель портала Auto-dealer.ru Олег Дацкив, но власти вряд ли решатся повышать нагрузку на социально незащищенные группы населения. Именно поэтому Минфин предлагает рассчитывать налог не по лошадиным силам, а по «кубикам», рассуждает Дацкив: например, у старых «Жигулей» объем двигателя совсем небольшой — такой порядок расчета смягчит эффект от введения экологического и возрастного коэффициентов.
Новый порядок исчисления налога может стимулировать покупку более экологичных автомобилей благодаря более низким ставкам, рассуждает Александра Суслина из Экономической экспертной группы, а поступления в бюджет вряд ли заметно вырастут. Отчасти транспортный налог дублирует функцию топливных акцизов, замечает она. Транспортный налог зачисляется в региональные дорожные фонды, но в основном они формируются из акцизов.