Вместо книжек международных дорожных перевозок (МДП или TIR) Таможенный союз введет свою систему гарантий транзита, заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов: «Мы будем действовать по аналогии с такими же правилами, которые существуют в ЕС». До появления новых правил для грузоперевозчиков будут применяться книжки TIR. Как именно — определит ФТС, добавил Шувалов (его слова по «Интерфаксу»).
Использование книжек TIR предусмотрено Таможенной конвенцией 1975 г., которую подписали 68 стран, включая Россию. В начале июля ФТС объявила, что перестает принимать их в качестве обеспечения таможенных платежей. Служба заявила, что российское гарантирующее объединение — АСМАП — не справляется с обязанностями гаранта, задолжав 20,8 млрд руб. Но в середине октября Высший арбитражный суд признал распоряжение ФТС недействующим.
Шувалов же претензии ФТС считает правомерными, «в том числе поскольку нет полного гарантийного покрытия». По спорным случаям таможня должна получить соответствующее возмещение, подчеркнул он, но международные обязательства нужно выполнять. «Мы не хотим отменять книжки МДП, выходить из процедуры МДП, тем более что это не наша компетенция», — отметил руководитель ФТС Андрей Бельянинов.
Система TIR несправедлива, говорит федеральный чиновник. 25-40% книжек «гасится» в России, у которой, как и у остальных участников конвенции, всего один голос. По данным Международного союза автотранспорта, российские компании наиболее активно применяют книжки TIR: до 700 000 операций в год. Необходимо усиливать свои позиции среди участников конвенции, настаивает чиновник, с другой стороны, в Таможенном союзе может быть и независимая система: «Ничто не мешает идти в двух направлениях — посмотрим, что лучше сработает».
Идея обсуждается, знает другой чиновник. Сроки и конкретные механизмы новой системы он назвать не смог, но проект должен запуститься «на самом высоком уровне». Завтра он будет обсуждаться в Минске на заседании Высшего совета союза, добавил он. По словам чиновника, Шувалов не случайно вспомнил систему ЕС: она более привлекательна, так как не ограничивает предельные суммы гарантий, а гарантами могут быть только резиденты ЕС. Со своими резидентами проще договориться, отметил он. По сведениям сотрудника экономического ведомства, система еще не разработана.
Все нововведения в Таможенном союзе лишь дополнят требования TIR, говорит Марина Лякишева из DLA Piper: расходы перевозчиков увеличатся. Бремя они переложат на потребителя, отмечает она.
По материалам газеты «Ведомости»