До 1 июля 2014 г. экспортеры смогут пользоваться книжками международных перевозок (TIR): таможня продлила соглашение с союзом автоперевозчиков
С 1 декабря Федеральная таможенная служба (ФТС) собиралась расторгнуть соглашение с Ассоциацией автомобильных перевозчиков (АСМАП), которая является гарантом уплаты пошлин по книжкам международных дорожных перевозок (TIR).
Причиной отказа от книжек TIR таможня называла долг АСМАП перед бюджетом (см. врез). Механизм используется в 60 странах мира: перевозчик груза не платит на границе пошлины, а лишь предоставляет отрывной талон. В сентябре — октябре таможня начала требовать дополнительную гарантию российского образца (например, банковскую, поручительство или залог). Отказ от книжек TIR был постепенным, рассказывает Марина Лякишева из DLA Piper: начали таможенники с Сибири и Урала, в октябре система перестала работать на таможнях Центрального региона, а также на части северо-западных постов. Издержки при оформлении грузов выросли, говорит Лякишева.
Первый вице-премьер Игорь Шувалов в октябре заявил, что Россия инициирует создание собственной системы гарантий транзита в Таможенном союзе.
Разрыв соглашения с АСМАП создал бы еще более серьезные проблемы для бизнеса: российские экспортеры и перевозчики не смогли бы использовать книжки TIR при транспортировке грузов по Европе. В итоге ФТС решила продлить соглашение до 1 июля 2014 г., сообщила АСМАП, сославшись на письмо ФТС от 29 ноября, гарантии АСМАП продолжают действовать. Связаться с представителем ФТС вчера не удалось.
Что будет до 1 июля, не ясно, рассуждает Лякишева, возможно, книжки TIR будут применяться только на границе с Финляндией, возможно, система будет полностью восстановлена.
«Ведомости»