Проект строительства высокоскоростной магистрали Москва — Казань «полностью готов для одобрения правительством и дальнейшей реализации», передал «Интерфакс» слова министра транспорта Максима Соколова. Это заявление чиновник сделал на итоговой коллегии минтранса Татарстана в Казани. О поддержке проекта со стороны правительства говорит и источник «Ведомостей» в РЖД. На прошлой неделе обновленная финансовая модель была представлена в Минтранс, в конце прошлого года — премьеру Дмитрию Медведеву.
РЖД предлагает построить участок Москва — Владимир за счет собственных средств и средств государства: всего 191,9 млрд руб., из них 31 млрд руб. — средства РЖД. Участки Владимир — Нижний Новгород, Нижний Новгород — Чебоксары и Чебоксары — Казань РЖД предлагает построить за счет концессий. Общая стоимость проекта ВСМ осталась прежней — 1,069 трлн руб. Но, по оценкам Главгосэкспертизы, стоимость ВСМ ниже — 949 млрд руб. (без учета подвижного состава и инфляции). Из федерального бюджета на строительство ВСМ, по расчетам РЖД, понадобится 381 млрд руб. (из них 64 млрд — взнос в уставный капитал РЖД), из ФНБ — 150 млрд руб., из Пенсионного фонда — 139 млрд руб.
Время в пути от Москвы до Казани после запуска ветки должно сократиться с 11 часов до 3,5 часа, максимальная скорость поезда — 400 км/ч. По оценкам «Ленгипротранса», пассажиропоток ВСМ — 10 млн человек в год к 2030 г. (при цене за билет 5000 руб.), выручка — 96,2 млрд руб. в год, оценки Центра стратегических исследований оптимистичнее: почти 17 млн человек в год (при цене за билет 3320 руб.), выручка — 103 млрд руб. в год.
Найдет ли правительство 353 млрд руб. из госфондов на реализацию проекта — не понятно. В ноябре первый вице-премьер Игорь Шувалов предлагал направить предназначенные для ВСМ средства ФНБ на другие проекты. В январе Медведев предложил «дождаться чуть более энергичной экономической ситуации» для реализации проекта (цитата по «Интерфаксу»). Президент РЖД Владимир Якунин предложил премьеру встретиться и обсудить проект ВСМ. Медведев и Якунин встречались 21 января. Но согласился ли Медведев на предложенный Якуниным вариант финансирования ВСМ, не известно. Пресс-секретарь премьера на вопросы «Ведомостей» не ответила.
Вчера представитель Шувалова не стал комментировать слова Соколова, представитель куратора промышленности вице-премьера Аркадия Дворковича был недоступен.
Чтобы не затягивать сроки реализации, концессионные конкурсы по всем трем участкам нужно проводить одновременно, замечает источник «Ведомостей», близкий к РЖД. Правда, из-за этого на тендерах за каждый из участков вряд ли будет реальная конкуренция, добавляет он. По словам другого источника, близкого к монополии, «дочка» РЖД — «Скоростные магистрали» (занимается реализацией проекта) уже ищет потенциальных участников конкурса.