20.03.2014

Правительство Новосибирской области предложило взимать плату с большегрузов за пользование автодорогами регионального значения. Депутаты областного Законодательного собрания заблокировали инициативу, посчитав ее «несвоевременной и нецелесообразной».
Проект по внедрению системы взимания платы с автомобилей весом более двенадцати тонн за передвижение по дорогам межмуниципального и межрегионального значения областной минтранс разработал еще в 2013 году. В опытном режиме ее планировали запустить в этом году, а в следующем — внедрить повсеместно. По словам заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства региона Анатолия Костылевского, система основана на использовании данных ГЛОНАСС/GPS.

— Все полученные средства будут поступать в дорожный фонд Новосибирской области. Учитывая, что в регионе зарегистрировано свыше 126 тысяч автомобилей с массой более двенадцати тонн при ежесуточном пробеге в семьдесят километров, поступления составят 2,2 миллиарда рублей в год. С учетом транзитного транспорта, следующего через Новосибирскую область, общая сумма взимаемых средств может достичь 2,8 миллиарда рублей, — заявил Костылевский на заседании комитета заксобрания по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам.

Однако поддержки у парламентариев проект не получил. По мнению депутата Алексея Александрова, предложенная мера не столько пополнит бюджет, сколько приведет к увеличению стоимости перевозимых товаров. Его коллега Вадим Агеенко напомнил, что в 90-х годах власти уже устанавливали плату за въезд транспорта в города, однако никаких положительных результатов это не принесло. Депутат Ашот Рафаэлян не уверен и в том, что после введения нового сбора улучшится состояние дорог.

— Привезти машину щебня из Тогучина в Новосибирск стоит пять тысяч рублей, а с учетом нового налога — шесть тысяч. Получается, заплатит потребитель. А в Тогучине производят и кирпич, и стеновые панели. Мы говорим о необходимости снижения стоимости жилья, а она будет только расти. Этот налог ударит и по перевозчикам, и по тем, кто покупал машины в лизинг или кредит. Считаю, что это нецелесообразное и несвоевременное решение, — подытожил председатель комитета Николай Мочалин. — Депутаты нашего заксобрания поддержали обращение коллег из томской Думы об отмене дополнительного сбора за проезд по федеральным дорогам. Нас никто не обязывает вводить региональный закон, тем более что до сих пор не просчитывалось, к каким социально-экономическим последствиям он приведет.

Сегодня в Новосибирске ограничено движение фур с нагрузкой более пяти тонн на ось. Также в час пик запрещено ездить по дорогам города фурам длиннее пятнадцати метров и выше четырех метров. Собственно, это традиционная для весны мера. Она же вступает в силу, если температура воздуха превышает тридцать градусов тепла. Как считают власти, это позволяет обеспечить безопасность дорожного движения и сохранить автомобильные дороги в неблагоприятную погоду.

Однако предприниматели, чей бизнес связан с грузоперевозками, считают любые ограничения «закручиванием гаек», ведь еще недавно под запрет подпадали лишь двадцатиметровые фуры, а сегодня в списке и пятнадцатиметровые. «Нам что, отпилить пять метров от фуры, чтобы в нормы уложиться?», — жалуются они. Вот и новые правила установили более жесткие рамки.

Например, ранее ограничения касались строительной техники c нагрузкой на ось восемь тонн, а сейчас — пять. «Парадокс», — говорят владельцы тяжелой техники и приводят в пример строительные автокраны марки «Ивановец» на шасси МАЗ. Их масса составляет около шестнадцати тонн, нагрузка на ось — примерно шесть тонн на переднюю и десять на заднюю. Машина выпущена по ГОСТу для передвижения по дорогам общего пользования еще в 1989 году. «С тех пор наши дороги настолько “улучшились”, что повсеместно начали вводить ограничение на ось до восьми тонн?», — задаются вопросом владельцы строительной техники.

По их мнению, проблему автомобильных пробок ограничения движения большегрузов тоже не решают в полной мере. Скажем, чтобы доставить в торговые сети двадцать тонн продуктов, привезенных в одной фуре, потребуется не менее четырнадцати газелей. Или, к примеру, нужно подвезти кирпич на стройку, развернутую в центре города. Предлагается возить стройматериалы только по ночам на больших машинах. Шуметь в ночное время нельзя. Машина привозит кирпич и стоит до утра, чтобы разгрузиться. Как следствие — сроки доставки увеличиваются в разы, и, соответственно, вырастает стоимость работ.

В период временного ограничения движения владельцы большегрузов могут взять разрешение на перевозку, но оно выдается под конкретный маршрут и день проезда. А если срочно потребуется кран на стройку, то как подъехать к объекту без разрешения? Вопросов больше, чем ответов. Но все стороны соглашаются с тем, что порядок с движением крупногабаритного транс-порта нужно наводить не одними штрафами и предупреждающими щитами.

Между тем

С 1 ноября 2014 года будет введена плата для грузовиков разрешенной максимальной массой свыше двенадцати тонн за ущерб автомобильным дорогам федерального значения. С грузовиков начнут взимать по 3,5 рубля за один километр пути. Размер платы будет ежегодно индексировать. «В результате сбора платы чистый доход бюджета ожидается в размере 384,3 миллиарда рублей в год», — отмечается в материалах минтранса. Проект системы взимания платы с грузовиков, представленный Росавтодором, будут разрабатывать по принципу концессии. Предполагается, что большая часть средств, выделенных на реализацию проекта — почти пятнадцать миллиардов рублей, — потратят на бортовые устройства (порядка двух миллионов штук на начало эксплуатации). Строительство и оборудование системы стационарного контроля обойдется в 6,6 миллиарда рублей, разработка программного обеспечения — в 2,5 миллиарда.

По материалам «Российской газеты»

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики