Доля продаж коммерческих автомобилей в лизинг растет на фоне сокращения автомобильного рынка. Лизинговые программы становятся главным драйвером роста продаж LCV, грузовиков и автобусов
За девять месяцев 2013 г. российский рынок лизинга из-за стагнации экономики страны сократился на 3% до 940 млрд руб., следует из исследования «Эксперт РА». При этом доля сделок с грузовым автомобильным транспортом увеличилась на 2 п. п. до 12,3%, доля лизинга автобусов и микроавтобусов незначительно снизилась — на 0,2 п. п. до 1,2%.
«Мы наблюдаем рост объема заключенных сделок лизинга автотранспорта и спецтехники, несмотря на падение в других сегментах», — говорит вице-президент лизинговой компании «Европлан» Александр Михайлов. По оценке компании, объем сделок по лизингу грузовых автомобилей в России в 2013 г. вырос на 15%, превысив 140 млрд руб.
«Тенденции последних полутора лет четко свидетельствуют о перераспределении долей коммерческого и железнодорожного транспорта на общероссийском рынке грузоперевозок в пользу первого», — отмечает заместитель гендиректора «ВЭБ-лизинга» Алексей Сичинава. На автомобильный транспорт сейчас уже приходится 55% общего объема грузоперевозок, приводит он данные Минтранса. «Именно коммерческий автотранспорт является одним из основных драйверов роста рынка лизинга в целом наряду с сегментом авиационного лизинга», — говорит Сичинава.
По оценке «ВЭБ-лизинга», в 2013 г. объем заключенных в России договоров лизинга по коммерческому транспорту вырос на 9,5% примерно до 150 млрд руб. Основной тенденцией на рынке лизинга коммерческого транспорта можно назвать его умеренный рост на фоне общего падения автомобильного рынка, указывает Сичинава.
Грузовики и автобусы едут вниз
В 2013 г. российские продажи грузовиков (свыше 3,5 т) упали на 14,3% до 109 300 шт., гласят данные «Автостата». Среди компаний, входящих по продажам в топ-10, продажи сумели нарастить только два участника — лидер сегмента «Камаз» (+0,3%) и Scania (+4,7%). В стране замедлился экономический рост, завершились крупные инфраструктурные проекты, связанные с проведением Олимпиады в Сочи, что и отразилось на продажах грузовиков, комментирует исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов.
Российский рынок автобусов сократился на 11,4% до 15 040 шт. Лидер — ПАЗ (группа ГАЗ) — снизил продажи на 11,4%. Среди 10 основных игроков рост показали белорусский МАЗ, «НефАЗ» (входит в группу «Камаз»), «ГолАЗ» из группы ГАЗ и Scania. Основные покупатели автобусов — муниципалитеты, крупные перевозчики и на их платежеспособности тоже сказалось замедление роста экономики страны, говорит Удалов.
В сегменте легких коммерческих автомобилей (LCV, до 3,5 т) ситуация чуть лучше: общие продажи в прошлом году сократились только на 5,4% до 162 500 шт. Лидер сегмента — ГАЗ — снизил продажи на 5%, но четыре из 10 основных игроков сумели добиться роста — это Ford (+13,5%, LCV выпускает в Татарстане СП Ford Sollers), Volkswagen (+11,5%, в основном импортируются, небольшие партии собираются крупноузловым методом на заводе концерна в Калужской области), Lada (рост почти в 8 раз благодаря увеличению производства Lada Largus) и Daimler (+32,4%, компания локализовала выпуск LCV Mercedes-Benz на мощностях ГАЗа). По словам Удалова, сегмент LCV более стабильный, поскольку эти автомобили в отличие от средних и тяжелых грузовиков, средних и больших автобусов приобретаются более широким кругом потребителей, да и сами LCV стоят дешевле.
«Причиной снижения спроса на грузовой транспорт является общая ситуация в экономике, в частности падение производства и, как следствие, спроса на логистические услуги, — комментирует Сичинава. — Также свою роль играет завершение крупных инфраструктурных проектов, в числе которых Олимпиада, Универсиада, саммит АТЭС. После завершения данных проектов на рынок вышло огромное количество относительно новой спецтехники и коммерческого транспорта». Сказывается на спросе и введение в России утилизационного сбора, повышение экологических стандартов, добавляет он.
В создавшейся ситуации в экономике ряд клиентов, особенно крупные компании, видят дополнительные преимущества лизинга, поскольку могут приобретать и распоряжаться основными фондами без больших первоначальных вложений и без отвлечения из оборота компании существенных сумм, замечает директор управления «Сбербанк лизинга» Денис Богданович.
«Лизинг помимо прочего является механизмом государственной поддержки малых и средних предпринимателей. В частности, в России действуют федеральные и региональные программы субсидирования лизинговых платежей и первоначального взноса по договору лизинга, — напоминает Сичинава. — Выгодное соотношение цены и качества делает лизинг привлекательным для предпринимателей в современных непростых рыночных условиях, а для некоторых из них вообще является единственным способом приобрести новую технику». «Лизинг как долгосрочное финансирование является хорошим дополнением к условиям рассрочки (отсрочки) платежа, которые мы предоставляем, — говорит представитель группы ГАЗ. — За счет длительного срока лизинга ежемесячные платежи по лизингу меньше, чем при выплате кредита». При одних и тех же финансовых показателях компании-покупателя финансирование по лизингу будет им доступно в большем объеме, что даст возможность приобрести технику на большую сумму, замечает он.
Доля лизинга растет
Доля лизинга в общих продажах LCV группы ГАЗ в 2013 г. составила 12% (за год выросла на 3 п. п.), автобусов — 20% (количество лизинговых сделок выросло почти на треть), говорит представитель группы. Доля продаж автомобилей «Урал» через лизинг составила около 10%. Но эта цифра не отражает общей картины, так как крупные корпоративные клиенты приобретают технику через собственные лизинговые компании, поясняет собеседник «Ведомостей». Сейчас, по его словам, доля лизинга в продажах группы ГАЗ находится примерно на уровне прошлого года.
Доля продаж в лизинг LCV УАЗ в 2013 г. выросла с 6 до 7%, говорит представитель «Соллерса».
В российских продажах Volvo (грузовики этой марки помимо импорта выпускаются в Калуге) по итогам 2013 г. доля лизингового финансирования составила 47%, в глобальных продажах — больше половины, говорит представитель компании. «Доля лизинга в общих продажах растет с каждым месяцем», — радуется он. Помимо финансирования через собственную Volvo Financial Services компания сотрудничает со «Сбербанк лизингом», «ВТБ лизингом» и др.
Компания «Скания лизинг» работает в узком монобрендовом сегменте (техника марки Scania) и в своей динамике напрямую зависит от уровня продаж техники дистрибутором, говорит представитель компании. «Значительной пересегментации зафиксировано не было — основная доля сделок по-прежнему приходится на сегмент магистральных перевозок», — добавляет он.
Кэптивные лизинговые компании есть и у российских автопроизводителей: «Камаз-лизинг», «Соллерс-финанс», для которых это не только возможность расширить лизинговые программы для своих клиентов, но и дополнительный заработок, замечает Удалов. К примеру, чистая прибыль группы компаний «Камаз-лизинг» в 2013 г. выросла в 3 раза до 1,1 млрд руб., указано на сайте «Камаза» (лизинговая группа обеспечила 9% его продаж).
«Соллерс» «стремится предлагать своим клиентам максимально полный спектр услуг во всем, что связано с приобретением автомобиля и его владением», объясняет наличие собственной лизинговой компании представитель группы. «Соллерс» также сотрудничает с «Европланом», «Каркаде», «ВЭБ-лизингом», перечисляет он. «Соллерс-финанс», в свою очередь, работает не только с автомобилями группы: ключевыми брендами являются Isuzu (у «Соллерса» есть СП по их выпуску в России), Ford (их импортирует и выпускает СП Ford Sollers) и Fiat (ранее «Соллерс» совместно с итальянским автоконцерном выпускал LCV этой марки в России. — «Ведомости»).
У группы ГАЗ кэптивной лизинговой компании нет. «Основным вопросом является не сам факт собственного лизинга, а предоставление клиентам оптимального набора эффективных финансовых решений», — объясняет представитель группы. Среди основных партнеров компании в сфере лизинга — «Элемент лизинг», «ВЭБ-лизинг», «Балтийский лизинг», «Сбербанк лизинг», Государственная транспортная лизинговая компания, «Европлан» и др., перечисляет он.
На развилке
В 2014 г. сокращение российского автомобильного рынка продолжится и на этом фоне доля машин, продаваемых в лизинг, будет расти, уверен Удалов. «Прошедшие годы показывали динамику роста доли лизинговых продаж в общем объеме. Мы рассчитываем, что эта тенденция сохранится в 2014 г.», — говорит представитель «Соллерса». «Конечно, тот чрезвычайно активный рост, который наблюдался в период посткризисного восстановления экономики России, сошел на нет, но все-таки рост рынка лизинга в сегменте коммерческого транспорта продолжится», — замечает Сичинава. «Рынок будет расти, но меньшими темпами», — соглашается Михайлов.
Богданович считает, что в случае ухудшения экономической ситуации в стране возможно снижение объемов продаж на 10-15%, а по оптимистичному прогнозу, объемы останутся на уровне прошлого года. «Пока на первый план выходит общая ситуация в экономике. Будет спрос — будут продажи», — резюмирует он.
Скорее всего, объем рынка в 2014 г. изменится незначительно, считает представитель Scania. «Во многом развитие рынка будет зависеть от общей экономической ситуации в стране, а также от того, насколько будут благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса», — комментирует представитель компании «Скания лизинг». По его мнению, основные факторы, замедляющие темпы развития рынка финансовых услуг, — это отсутствие устоявшейся культуры ведения бизнеса, относительно короткая история существования частного сектора, отсутствие условий, стимулирующих повышение прозрачности деятельности и скорости обмена информацией.
По мнению Михайлова, развитию рынка мешает общее снижение покупательной способности отечественных предпринимателей, сокращение производства коммерческих автомобилей, отсутствие крупных инфраструктурных проектов в стране, а также большой рынок подержанных машин. Гендиректор «Соллерс-финанс» Кирилл Скибин в числе основных сдерживаюших факторов называет «вмешательство государственных компаний с использованием методов конкуренции, которые не развивают рынок, а увеличивают риски дефолтов лизинговых компаний и не снижают стоимость финансирования для клиентов». Рынку также мешает непрозрачность региональных программ поддержки лизинга для малого и среднего бизнеса в большинстве регионов и страновые риски, поднимающие стоимость финансирования, добавляет он.
По мнению представителя группы ГАЗ, рынку нужны стимулирующие программы, которые сделают лизинг более доступным. Например, компенсация конечным покупателям части процентной ставки по кредиту и лизингу в размере учетной ставки ЦБ России, говорит он.
«Ведомости»