Импорт грузовиков, упавший в 2013 г. на 26% до 88 800 шт., в I квартале вырос на 7% до 18 700 шт. (в сравнении с IV кварталом 2013 г. падение на 27,7%), по данным Федеральной таможенной службы (ФТС). В I квартале 2013 г. в Россию было ввезено 17 600 грузовиков, меньше за последние три года было только в I квартале 2011 г. — 16 000 шт.
Среди импортеров лидирует Volkswagen (в январе — марте ввез 2246 шт., плюс 1,7%) за счет поставок легких коммерческих автомобилей (LCV), свидетельствуют данные «АСМ-холдинга». Среди производителей тяжелых грузовиков по импорту в Россию в I квартале лидирует MAN (1385 шт., плюс 44,9%), за ним — Scania (1194 шт., плюс 22,5%).
По данным «АСМ-холдинга», в 2013 г. продажи грузовиков в России упали на 15,2% до 305 210 шт. (с учетом автомобилей, ввезенных из стран Таможенного союза, которые не учитываются в данных ФТС), в I квартале 2014 г. — на 17,8% до 49 000 шт. При этом производство грузовиков снизилось на 1% до 203 471 шт. и 25% до 28 849 шт. соответственно. Доля ввезенных грузовиков в общих продажах на российском рынке выросла с 38% в прошлом году до 49,6% в I квартале 2014 г. В январе — марте 2013 г. она составляла 39,6%.
На рост импорта кроме эффекта низкой базы повлияла девальвация рубля, из-за которой зарубежные автомобили начали расти в цене, объясняет исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Опасаясь дальнейшего удорожания, дистрибуторы и дилеры начали увеличивать запасы грузовиков по «старым» ценам, замечает он. Ослабление рубля — одна из основных причин роста импорта грузовиков в I квартале 2014 г., соглашаются представители Scania и MAN. По их мнению, ввоз грузовиков увеличился также из-за введения с 1 января 2014 г. всеобщей уплаты утилизационного сбора на автомобили. Раньше платили импортеры, а местные заводы (работающие в режиме промсборки) могли вместо оплаты предоставить гарантии по утилизации. Поэтому часть автомобилей оказалось выгоднее импортировать, чем производить в России, продолжают собеседники «Ведомостей». По крайней мере в I квартале, так как субсидии из федерального бюджета для компенсации части затрат автозаводов в январе — марте поступят им только во II квартале, добавляют они. Сыграл свою роль и отложенный спрос, говорит представитель Scania. Высвободились мощности зарубежных автозаводов, которые в 2013 г. были загружены выпуском автомобилей класса «Евро-6» для европейских перевозчиков, поясняет он. В 2014 г. импорт грузовиков, скорее всего, снизится из-за продолжающегося сокращения российского автомобильного рынка, прогнозирует Удалов.
По материалам газеты «Ведомости»