Росавтодор оценил расходы на строительство и ремонт автодорог к чемпионату мира по футболу 2018 г. в 22,9 млрд руб. в ближайшие три года. Деньги нужны на региональные дороги и улицы. Поддержку из федерального бюджета от Росавтодора получат большинство из 11 регионов, где пройдут матчи: все, кроме Москвы, Краснодарского края, Татарстана и Свердловской области, сообщило ведомство.
22,9 млрд — сумма, заложенная в законе о бюджете на 2014-2016 гг., но деньги будут выделяться и дальше, по мере подготовки проектной документации по каждому из объектов, говорит федеральный чиновник, курирующий автодороги. Сумма вряд ли существенно вырастет, успокаивает он: «Сочинского сценария не ожидаем». На олимпийские трассы Росавтодор потратил свыше 160 млрд руб., следует из отчета «Олимпстроя», и это без учета самого дорогого объекта — совмещенной железной и автомобильной дороги от Адлера до Красной Поляны стоимостью свыше 280 млрд руб., заказчиком которой была РЖД. Расходы постоянно росли, но первые оценки делались, пока еще не было проектной документации, объясняли чиновники.
При строительстве автодорожной инфраструктуры к чемпионату мира будет понятный принцип выделения денег регионам, уверяет собеседник «Ведомостей»: «Есть проектная документация, утвержденная в Главгосэкспертизе, — только тогда можно получить деньги». По его словам, большинство проектов уже проходят Главгосэкспертизу. Федеральный бюджет оплатит региональные проекты почти полностью — до 95%, говорит чиновник Росавтодора. У регионов и так не хватает средств на дороги — из-за недостатка финансирования есть риски невыполнения указа президента удвоить строительство региональных дорог, уже признал министр транспорта Максим Соколов.
Всего в программе подготовки к чемпионату мира 11 автодорожных объектов в регионах. Это подъездные дороги к стадионам или трассы от аэропорта до города.
И это еще одно отличие от подготовки к Олимпиаде, говорит другой федеральный чиновник: многие города, вдохновившись опытом Сочи, надеялись получить из федерального бюджета средства на свое развитие и благоустройство, приходили заявки на софинансирование ремонта чуть ли не всей улично-дорожной сети города. Но есть политическое решение: федеральный бюджет финансирует только дорогу аэропорт — стадион, остальное — за свой счет, объясняет он.
Это общий подход к организации чемпионата мира: «Утоптали абсолютно все, ничего лишнего, никакого лишнего объекта», — говорил первый вице-премьер Игорь Шувалов. В программе подготовки к чемпионату общие расходы оценены в 664 млрд руб., в том числе 336 млрд из федерального бюджета и 101 млрд — из региональных (остальное — частные инвесторы). Запросы регионов были масштабнее: агентство S&P оценивало общую сумму их заявок в 1,3 трлн руб. Помимо стадионов и дорог к ним регионы просили помочь модернизировать коммунальную инфраструктуру, железнодорожные вокзалы, сети дорог, общественный транспорт.
Заявления о том, что регионы все прочие расходы, связанные с подготовкой к чемпионату, должны взять на себя, сейчас кажутся насмешкой, замечает президент IRP Group Булат Столяров: они и так влезли в долги, выполняя президентские указы. Судя по всему, ограничатся самым необходимым в соответствии с заявочными обязательствами, считает он. А стратегия проведения чемпионата скорее всего будет не зрительской (максимальное присутствие на трибунах), а телевизионной, говорит Столяров.
По материалам газеты «Ведомости»