30.09.2014

Вчера Росавтодор и «РТ-ин­вест транспортные системы» (РТИТС, дочерняя структура «Ростеха») подписали концессионное соглашение о создании и эксплуатации системы взимания платы с тяжелых грузовиков. Структура госкорпорации получила контракт без конкурса — он был отменен, хотя ранее на проект претендовали три консорциума.
Со следующего года фуры массой свыше 12 т должны будут платить за проезд по всем федеральным трассам по тарифу 3,7 руб./км (цифра предварительная, поскольку будет ежегодно индексироваться на инфляцию). Все сборы пойдут в федеральный дорожный фонд. РТИТС покроет свои затраты, а также заработает за счет платежей государства — 10,6 млрд руб. за каждый год работы системы. Контракт заключен на 13 лет с возможностью продления.
В соглашении предусмотрена еще одна дополнительная возможность: при необходимости РТИТС должна быть готова подключить к своей системе, работающей для федеральных трасс, еще и региональные дороги, напомнил руководитель Росавтодора Роман Старовойт. Водители, чтобы сэкономить, будут выбирать вместо федеральных региональные трассы, а значит, от тяжелых фур может пострадать и инфраструктура регионов, объяснил он. Чтобы этого не допустить, регионы также могут ввести плату для тяжелых грузовиков, рассказал Старовойт, — Росавтодор их всесторонне поддерживает. По его словам, аналогичные проекты уже прорабатываются в Хабаровском крае, Татарстане, Новосибирской и Рязанской областях. Ранее чиновники ведомства рассказывали, что интерес к системе также проявляли Московская и Калужская области.
Договорившись с концессионером о подключении к федеральной системе, регионы смогут сэкономить на создании собственных систем, отметил замруководителя Росавтодора Дмитрий Прончатов: например, можно будет использовать одни и те же бортовые устройства. В течение года возможность создания региональных систем будет прорабатываться, могут потребоваться изменения в законодательстве, добавил он.
Прежде чем запускать такую систему в регионах, нужно изучить опыт работы, осторожен федеральный чиновник, а цели регионов понятны, им нужно наполнять дорожные фонды, чтобы выполнить поручение президента Владимира Путина удвоить темпы строительства дорог. Прогноз сборов с федеральных трасс — около 50 млрд руб. в год, т. е. каждый километр будет приносить около 1 млн руб. Деньги должны поступать с конца 2015 г.: норма закона об автодорогах о плате для тяжелых фур вступает в силу с 15 ноября 2015 г.
Но в этом году РТИТС может не успеть приступить к проекту: по словам Старовойта, еще четыре месяца РТИТС будет вести переговоры с банками о финансировании. То есть на подготовку системы (разработку программного обеспечения, производство и распространение 2 млн бортовых устройств, установку контрольных рамок) остается менее 10 месяцев.
Ранее участники конкурса говорили, что для запуска такой масштабной системы нужно не менее полутора лет. Но даже эта оценка основана на западном опыте, т. е. стран с меньшей территорией и меньшим числом пользователей. Срок введения платы не раз переносился. Но сейчас такая возможность не рассматривается, заверил Старовойт.
РТИТС пришлось бы тяжело без партнеров, объяснял ранее человек, участвовавший в разработке проекта: у всех претендентов на контракт уже проработан проект, соглашения с производителями устройств, с разработчиками ПО, а для конкурсантов партнерство с РТИТС — единственный способ возместить затраты на участие в конкурсе.
РТИТС будет реализовывать проект с привлечением партнеров. Идут переговоры и с компаниями, ранее участвовавшими в конкурсе, и с другими игроками, например Siemens, рассказал гендиректор компании Александр Советников. Основным партнером РТИТС может стать участвовавшая в отмененном конкурсе «Оптима плюс», говорили «Ведомостям» сотрудники другой компании, участвовавшей в тендере, и два человека, близких к Минтрансу. Возглавивший РТИТС Александр Советников во время конкурса был гендиректором «Оптимы». Связь своего перехода с договоренностями акционеров и партнеров отрицает и он сам, и представитель «РТ-инвеста». Его назначение связано с опытом, которым он обладает, подчеркивает представитель «РТ-инвеста».
Ранее РБК со ссылкой на неназванные источники сообщал, что за «Оптимой» «стоят интересы бизнесменов Аркадия и Бориса Ротенбергов». Это подтверждали «Ведомостям» два федеральных чиновника и два сотрудника других консорциумов-претендентов. Представители «Оптимы» и Ротенбергов говорили, что бизнесмены не входят в число бенефициаров компании. Единственный собственник «Оптимы» — голландская Optima toll (данные СПАРК), информации о ее владельцах в голландском реестре нет.

По материалам газеты «Ведомости»

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики