Плата за проезд тяжелых фур по региональным дорогам может быть введена уже с 2017 г. Минтранс подготовил необходимые поправки в Бюджетный кодекс, закон об автодорогах и другие акты. Законопроект опубликован на портале regulation.gov.ru.
С 15 ноября этого года фурам массой свыше 12 т придется платить за проезд по федеральным трассам, ориентировочный тариф – 3,75 руб./км. Федеральную систему взимания платы для федеральных трасс готовит к запуску назначенный правительством концессионер – «РТ-инвест транспортные системы», совместное предприятие структуры «Ростеха» и предпринимателя Игоря Ротенберга.
Регионы заинтересовались идеей сбора платы с тяжелых грузовиков, как только началось обсуждение федеральной системы. Их логика такова: чтобы сэкономить на плате за проезд по федеральным трассам, большегрузы будут объезжать их по трассам регионального значения – это усилит нагрузку на региональные дороги, многие из которых и без того в неудовлетворительном состоянии. Поэтому, чтобы регулировать трафик, а также компенсировать ущерб дорогам, надо ввести плату и в регионах по аналогии с федеральной дорожной сетью. Несколько регионов обращались с такими предложениями в Минтранс и Росавтодор еще в 2013 г., например Ленинградская, Калужская, Оренбургская области, Татарстан.
Штраф для дальнобойщика
150000 руб. составит штраф за проезд без перечисления платы для собственника фуры. Повторное нарушение обойдется в 500 000 руб. Угроза высоких штрафов должна отпугнуть недобросовестных водителей, которые решат двигаться с выключенным бортовым устройством или без него, рассчитывает Росавтодор
Тогда не было законодательной базы – пока взимать плату с фур разрешено только на федеральных трассах. Но Росавтодор сразу предусмотрел в концессионном соглашении с оператором возможность регионов присоединиться к федеральной системе.
Регионы продолжили настаивать на введении платы. Осенью прошлого года на заседании госсовета по автодорогам президент Татарстана Рустам Минниханов снова призвал ввести плату для фур и на региональных дорогах: «Если мы только по федеральным дорогам будем принимать это решение, весь этот транспорт пойдет по региональным дорогам и это будет катастрофа». Президент Владимир Путин к жалобам прислушался и поручил правительству дать регионам право вводить плату для грузовиков на своих дорогах.
Ее размер каждый регион будет определять самостоятельно. Пока не ясно, как умерить аппетиты региональных властей, говорит федеральный чиновник: непонятно, можно ли установить единую планку на федеральном уровне. После введения платы еще и в регионах стоимость перевозок вырастет, это вызовет заметное удорожание перевозимых товаров и осложнит ведение бизнеса, сетовал в ноябре прошлого года гендиректор Ассоциации европейского бизнеса Франк Шауфф. Плата с фур может привести к повышению цен на «товары первой необходимости», признает Минтранс в пояснительной записке, но точных оценок инфляционного эффекта не приводит.
Но и оставить регионы без денег нельзя: средств на ремонт и так не хватает, а если фуры после 15 ноября перейдут на региональные дороги, ситуация лишь усугубится, пишет Минтранс. Согласно законопроекту право взимать плату у регионов появится в 2017 г.
До тех пор они будут думать, как организовать у себя ее сбор – скорее всего подготовка и запуск региональных систем взимания платы активно пойдет в 2016–2017 гг., рассуждает федеральный чиновник. Пока не ясно, как это должно работать, говорит другой чиновник, курирующий инфраструктуру: сложно представить такое количество отдельных региональных инвестпроектов. Вряд ли систему захотят запустить вообще все регионы, считает другой чиновник, это актуально для регионов с разветвленной сетью региональных дорог и значительным потоком.
Концепция такова: бортовое устройство федеральной системы должно быть совместимо и с региональными системами. Для остальных элементов системы регион либо ищет собственного оператора, либо договаривается о предоставлении услуг с федеральным оператором. Но конечная форма еще не определена, говорит собеседник «Ведомостей».
Аналогичные системы в Европе покрывают лишь небольшую часть дорог – у водителя должна оставаться альтернатива, говорит один из перевозчиков. К тому же если плата взимается за проезд по отремонтированной федеральной трассе – это одно, а чтобы брать деньги на местных дорогах, следует для начала привести их в порядок, сетует он.
По материалам газеты «Ведомости»