Новосибирск покрылся огромными провалами, в которые падают горожане вместе с автомобилями, — коммунальщики объяснили, почему не закапывают их неделями
Летний Новосибирск вновь переживает этап раскопок — в ямы, разрытые энергетиками, за одну только субботу, 20 июня, успели угодить два автомобиля. В этом году количество разрытий, связанных с заменой дефектных участков труб, увеличилось на 15 % — как и, соответственно, число самих дефектов. Корреспонденты НГС.НОВОСТИ собрали фотокаталог самых эпичных городских ям — вырытых для замены труб и образовавшихся по другим причинам — и спросили у чиновников, есть ли в Новосибирске вообще проблема с провалами.
Летний ремонт теплосетей в этом году не обошелся без многочисленных ЧП: вода из разорванных труб, подмывая дороги и тротуары, превратила некоторые улицы города в решето. Одна из самых масштабных ям — глубиной около 2 м, протянувшаяся через 4 полосы, — образовалась ночью 20 июня у дома по адресу ул. Дуси Ковальчук, 276. Как пояснил начальник диспетчерского управления подразделения «Тепловые сети» ОАО «СИБЭКО» Роман Корниенко, работники НГТЭ огородили участок бетонными блоками, установили дежурное освещение и предупреждающие знаки.
Это, однако, не уберегло иномарку от падения в яму — в ту же ночь, на рассвете, в провал упала машина, пробившая бетонные блоки ограждения. В ГИБДД отметили, что данный инцидент не попал в сводку ДТП, а очевидцы сообщили, что автомобиль (по некоторым данным, это могла быть серебристая Suzuki Swift) своим ходом покинул место ЧП, оставив коммунальщикам «на память» оторванный бампер. Участок дороги восстановили в ночь с 21 на 22 июня.
Знаменитая вечными разрытиями ул. Бориса Богаткова в минувшую субботу отметилась еще одной аварией — в районе кинотеатра «Горизонт», где в течение всего лета идет замена магистральных трубопроводов «для повышения надежности и увеличения пропускной способности сетей в районе с большим объемом новой застройки», сообщили в «СИБЭКО». По данным ГИБДД, 29-летний водитель на Hyundai не справился с управлением и врезался в бетонные ограждения. По информации Новосибирской службы эвакуации «АСТ-54», водитель был пьян, пытался сбежать и травмировал инспектора ДПС. В мэрии подчеркнули, что ремонт теплотрассы проводится не на проезжей части, где недавно был ремонт, а в зоне тротуара.
Процент износа сетей по городу примерно одинаков — около 80 %, поэтому в каждом районе есть участки для замены и капремонта. В этом году количество дефектов, выявленных при гидравлических испытаниях, выросло в сравнении с прошлогодним показателем на 15 %, объяснили в «СИБЭКО». «Причина одна — износ. Базовым индикатором служит не количество дефектов, а километры обновленных теплотрасс», — заявили в компании. На фото — яма по ул. Мичурина, которая должна быть зарыта до конца этой недели.
Из опыта директора компании «Автоюрист» Дениса Алмазова, если водитель угодил в яму, хорошо огороженную и освещенную, из-за своей невнимательности — шансы получить компенсацию будут совсем невелики. Попавший колесами в плохо обозначенный провал автовладелец должен немедленно вызвать ГИБДД. Автоинспекторы всё запротоколируют и вызовут ответственных за участок людей — например, сотрудников «Горводоканала» или ДЭУ, — и тогда через суд можно будет взыскать все расходы на ремонт машины. Правда, от момента ДТП до положительного решения суда может пройти полгода. На фото — яма на Учительской, появившаяся из-за дефекта участка трубопровода. Закопать ее коммунальщики пообещали тоже до конца недели.
На этой неделе устраняют дефект и на ул. Дмитрия Донского, 20, благоустройство территории обещают провести в первой половине следующей недели. В «СИБЭКО» пояснили, что разрешение на разрытие в городской черте дает муниципальный комитет административно-технических инспекций — срок, на который разрывается дорога, зависит от сложности работы. Некоторые ямы в Новосибирске не закапывают неделями. На вопрос о том, существуют ли какие-то нормативы на сроки раскопок, Роман Корниенко заявил: «Время действия разрешения на разрытие — и есть норматив для данного места раскопок».
По словам начальника управления, участки для замены выбираются по результатам диагностики (например, с помощью аэросъемки или уранина), гидравлических испытаний, условий эксплуатации и т.д. Так, если дефект не требует капитальных работ, то после окончания испытаний в короткие сроки (максимум 2 недели) восстанавливают благоустройство, а если требуется более сложный ремонт, он уже считается капитальным. На ул. Римского-Корсакова, 2, например, подходит к концу капитальный ремонт теплотрассы: работы по замене труб уже закончены, скоро яму закопают и снимут ограждения.
«Кирпич», предупреждающий о масштабной яме на ул. Народной (дома № 21–23), появляется с поворота с ул. Ипподромской, но водителей останавливает только открывшаяся непосредственно перед глазами панорама. Здесь выявился дефект при испытаниях, одну из труб уже заменили, вторую трубу заменят на этой неделе, после чего вернут на место асфальт, пообещали в «СИБЭКО».
Роман Корниенко подчеркнул, что устранение дефектов — только часть работы, основной объем — это выполнение плановых работ по реконструкции и замене сетей, которые ведутся подрядными организациями параллельно с испытаниями. Средняя длина меняемых дефектных участков теплотрасс колеблется от 1 до 10 м, а глубина залегания теплотрасс — от 2,2 до 4 м. Около ДК «Прогресс» — дефект, из-за которого пришлось вскрывать тротуар.
В начале 2015 года губернатор НСО Владимир Городецкий предрекал городу «величайший ремонт теплосетей» — в целом должны отремонтировать 135 км теплотрасс, на это планируют потратить более 1 млрд руб. После запланированного ремонта случится, уверен губернатор, «принципиальный перелом» в состоянии городских коммуникаций — снизится их износ, что позволит более уверенно проходить отопительный сезон.
В июле начнется вторая часть испытаний по зоне ТЭЦ-4 (охватывает сети 4-го микрорайона в Калининском районе, ул. Авиастроителей, Учительскую, Дундича в Дзержинском). На фото — сейчас уже засыпанная яма у ст.м. «Гагаринская», которая появилась 17 июня: из-за аварии на теплотрассе под землю ушел кусок тротуара, в провал «Горводоканалу» пришлось высыпать целый грузовик щебенки.
Часть новосибирцев в ходе испытаний теплосетей не лишатся горячей воды — исчезновение ее из кранов неизменно сопровождает появление ям на дорогах. По головным участкам городского вывода ТЭЦ-2 (охватывает сети по ул. Планировочной, Котовского, спуск к пляжу, трубопроводы под проезжей частью Октябрьского моста через Обь) испытания проведут без отключения горячей воды. Затем, в августе, испытания перенесут в центр города, в зоне остальных сетей городского вывода ТЭЦ-2.
НГС