10.11.2015

С 15 ноября 2015 г. В России начинает свою работу система обслуживания пользователей автоматизированной системы взимания платы с грузовиков массой свыше 12 тонн в счет возмещения причиняемого ими федеральным трассам вреда (система «Платон»). О том, как устроена система, какова перспектива ее развития и какой эффект окажет ее запуск на дорожную ситуацию в интервью корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» Вадиму Климову рассказал генеральный директор компании-концессионера ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» Александр Советников.

Вадим Климов (В.К.): Александр Александрович, расскажите, пожалуйста, о том, как идет подготовка системы «Платон» к запуску с 15 ноября 2015 г.

Александр Советников (А.С).: Прошли автономные и комплексные испытания всех элементов системы. Система передается госзаказчику. С августа идет предварительная регистрация в системе крупных перевозчиков с парком от 50 транспортных средств и более, с октября массовая предварительная регистрация открыта через личный кабинет на сайте системы. Также 15 октября по всей стране открылись 103 центра обслуживания пользователей, как минимум, по одному в каждом субъекте страны. Дополнительно будут открыты 35 центров обслуживания на всех погранпереходах, включая границы с Белоруссией и Казахстаном. Работает круглосуточный call-центр на двух языках. Подписан контракт эквайринга с Газпромбанком, то есть пользователи смогут вносить плату в счет возмещения вреда картами любых платежных систем. Развернута система контроля в соответствии с установленным графиком: 100 автомобилей мобильного контроля и 20 рамных конструкций. В дальнейшем система контроля будет расширена по установленным государством этапам по всей территории РФ. Общее количество рамок – 481 единица. Сейчас перевозчики проходят регистрацию, позже, заблаговременно до запуска системы, откроется возможность пополнения лицевого счета пользователя.

В.К.: Кто определяет, в каких местах будут установлены рамки?

А.С.: Места рамных конструкций определяются совместно с Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) с учетом интенсивности грузопотоков и нахождения дорожных развязок, а также текущим состоянием автомобильных дорог и планом по их реконструкции. До конца 2016 г. концессионер должен построить в общей сложности 194 рамки. До конца третьего квартала 2017 г. — оставшиеся 287. Это максимальная детализация, которую можно дать по состоянию на текущий момент в связи с тем, что количество рамок на каждом этапе установки зависит от планов по реконструкции федеральных дорог и согласуется с Федеральным дорожным агентством.

В.К.: Какое количество из них будет установлено в Центральном федеральном округе (ЦФО)?

А.С.: В рамках концессионного соглашения на территории ЦФО будут установлены 118 рамных конструкций – систем стационарного контроля.

В.К: Ранее сообщалось, что всего в рамках проекта будет запущено 100 брендированных автомобилей мобильного контроля. Какое количество мобильных пунктов системы контроля будет действовать на территории Московского региона? Будет ли в будущем увеличиваться их суммарное количество?

А.С.: На территории ЦФО будут работать 29 автомобилей мобильного контроля, из них порядка шести будет курсировать по Московской области по различным маршрутам, что позволяет наиболее эффективно осуществлять контрольную деятельность во всех регионах России. Максимальное количество в 100 автомобилей мобильного контроля, работающих на всех федеральных трассах страны, определено концессионным соглашением.

В.К.: Какое место занимает Московский регион в системе грузовых перевозок?

А.С.: Протяженность автомобильных дорог федерального значения в Центральном федеральном округе составляет 10,3 тыс. км, это пятая часть всех дорог федерального значения. На ЦФО приходится более 30% от общего количества в России транспортных средств массой свыше 12 тонн (общее количество 1,8 млн). Около 40% грузоперевозчиков ЦФО уже зарегистрированы в системе взимания платы.

В.К.: Рассматривается ли возможность установки камер фиксации нарушений скоростного режима на рамки системы «Платон»?

А.С: Этот вопрос необходимо адресовать концеденту. Технологически интеграция с подобными системами возможна.

В.К: Как будет обеспечиваться сохранение персональных данных пользователей системы «Платон»?

А.С.: Разработка системы осуществлена с учетом модели угроз информационной безопасности. Формирование и ведение базы данных осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации. Передача данных, включая обмен данных с бортовых устройств, зашифрована. Модель угроз согласована с Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК).

В.К.: Какова функция центра управления и мониторинга системы «Платон»?

А.С.: Центр управления и мониторинга — сердце системы, включающее центр обработки данных и центр контроля нарушений. Этот комплекс позволяет управлять всей инфраструктурой системы. Всего на территории России существует 183 дата-центра, из них 16 – обладают сертификатом на соответствие уровню отказоустойчивости Uptime Institute Tier III. Центр обработки данных системы взимания платы единственный в стране центр такого уровня, который находится в собственности государства.

В.К.: Какие способы внесения платы предполагает система?

А.С.: Система предполагает два способа внесения платы: оформление маршрутной карты и установка бесплатного бортового устройства. Маршрутную карту зарегистрированные пользователи смогут оформить через личный кабинет на сайте системы, через мобильное приложение (с любого вида мобильного устройства), через терминал самообслуживания или в одном из офисов. Незарегистрированные пользователи (указавшие минимальное количество данных, таких как номер автомобиля и ФИО владельца) смогут оформить разовую поездку. Маршрутную карту можно оформить заранее на путь туда-обратно, установив до трех промежуточных точек. Карта действует в течение месяца, отменить ее или внести изменения можно до даты начала пути, указанной при оформлении. При форс-мажорах или срочной необходимости заехать по пути в дополнительную точку вне запланированного маршрута водители смогут оформить дополнительную маршрутную карту на необходимый отрезок пути.

В.К.: Как будут юридические оформлены взаимоотношения перевозчиков и компании?

А.С.: Порядки, публикация которых предусмотрена п. 4 постановления правительства Российской Федерации №504, были размещены на сайте Росавтодора для публичного обсуждения в сентябре. К настоящему моменту собрано значительное количество комментариев, в том числе от перевозчиков, которые учтены в финальной редакции указанных порядков. Утвержденные порядки, по которым договор не требуется, опубликованы на сайтах Росавтодора и системы взимания платы.

В.К.: В СМИ появилось информация, что система заставляет возвращаться в начальную точку маршрута в обязательном порядке. Действительно ли это так?

А.С.: Бортовые устройства являются альтернативой оформлению маршрутных карт и одним из двух способов обязательного с 15 ноября 2015 г. внесения платы в счет возмещения вреда. Самым распространенным способом внесения платы является маршрутная карта. Это удобный и гибкий инструмент для пользователя. Владелец транспортного средства может в режиме online оформить такую карту, указав не только начало и конец пути, но и от трех до десяти промежуточных точек. Перевозчик сам формирует свой маршрут. Такой способ оплаты не обязывает перевозчика покупать карту туда-обратно и возвращаться тем же маршрутом. Это лишь одна из дополнительных опций для удобства пользователя, которую только он сам может выбрать при оформлении маршрутной карты. Если надо свернуть с намеченного пути, а потом на него вернуться, можно докупить дополнительную маршрутную карту на необходимый отрезок пути. Ограничения по времени оформления маршрутной карты через интернет были исключены из порядка взаимодействия оператора с пользователями после общественных обсуждений. То есть перевозчик может купить карту через интернет-сайт системы или с помощью мобильного приложения и тут же отправляться в путь. Никаких задержек система взимания платы не оказывает.

В.К.: На каких условиях будет выдаваться бортовое устройство пользователю системы?

А.С.: Бортовое устройство будет выдаваться государством в безвозмездное пользование. Оператор системы уже получает запросы на необходимое количество и места получения бортовых устройств от пользователей, проходящих регистрацию в системе. Исходя из этой информации, бортовые устройства развозятся по офисам системы по всей стране. Бортовое устройство можно будет получить в любом офисе системы, независимо от места регистрации компании. Текущие запросы по количество бортовых – чуть более 100 тыс. штук, что полностью покрывается первой произведенной партией. При поступлении дополнительных заказов оператор системы обеспечит производство запрашиваемого количества бортовых устройств. Поэтому мы советуем всем перевозчикам проходить регистрацию. Все условия для этого обеспечены оператором.

В.К.: Если статистика, какой из способов пользователи считают наиболее предпочтительным?

А.С.: Мировой опыт показывает, что максимум 15% от общего числа пользователей систем выбирают бортовые устройства как способ оплаты в первый год работы, остальные ездят по маршрутным картам или их вариациям.

В.К.: Каков регламент действия в случае возможного отказа работы бортового устройства? Что должен делать водитель? Каков регламент опротестования штрафа?

А.С.: Бортовое устройство является государственной собственностью. Оно прошло все необходимые испытания. Вероятность отказа минимальна. Гарантийный срок бортового устройства – три года. Сервисное обслуживание осуществляется оператором системы на безвозмездной основе в период действии гарантийного срока, тем не менее, в случае поломки в дороге перевозчику достаточно сообщить об этом в call-центр, ему будет оформлена маршрутная карта. Обращаем внимание, что в бортовом устройстве предусмотрена защита от попыток взлома. Гарантия на такие случаи не распространяется. Что касается штрафов, то оператор системы не выносит постановление об административной ответственности. Данные о фиксации нарушения системой контроля обрабатываются в автоматическом режиме и отправляются в полном объеме в ГИБДД.

В.К.: Возможно ли расширение сети терминалов оплаты системы «Платон»? Какое количество терминалов заработает к 15 ноября?

А.С.: Оператор системы развернет к 15 ноября 2015 г. целую собственную сеть терминалов самообслуживания в количестве около 500 штук (к 3 ноября установлено более 350 терминалов) и прорабатывает возможность заключения партнерского соглашения с крупным платежным сервисом с сетью в 10 тыс. терминалов самообслуживания.

В.К.: Какова стратегия компании в сфере развития пользовательских услуг? Какие возможности могут появиться у пользователей системы в будущем?

А.С.: Мы работаем над удобством системы для пользователей: открыт сайт системы «Платон», доступен сервис личный online-кабинет пользователя, работает круглосуточный call-центр на двух языках – ресурсы, позволяющие пользователям в режиме online на данном этапе регистрироваться в системе и добавлять автомобили, а позже пополнять лицевой счет, контролировать маршруты, оформлять и отменять маршрутные карты. К 15 ноября будет запущено мобильное приложение для всех видов современных устройств. У крупных компаний-грузоперевозчиков есть персональные менеджеры. Оператор по желанию перевозчика может разделить счета: сделать один общий лицевой счет на весь парк машин, на группы машин, отдельные счета на каждую машину.

В.К.: Будет ли всегда цена за 1 км для всех единой или возможны какие-либо корпоративные системы скидок?

А.С.: Тариф определяет правительство Российской Федерации на основании расчетов Минтранса и Росавтодора. Внесение изменений в тарифную линейку может принять только государство. На данном этапе тариф единый для всех транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн.

В.К.: На данный момент обсуждается изменение тарифа с 3,73 до 3,06 руб. за 1 км. Как будет регулироваться тариф в дальнейшем? Будет ли он индексироваться на уровень инфляции?

А.С.: ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» не занимается определением тарифа, тариф определяет правительство РФ на основании расчетов Минтранса и Росавтодора. При любом тарифе наша задача, как оператора системы, запустить ее в срок и в полном объеме, прописанном в концессионном соглашении. Оплата оператору не зависит от размера установленного тарифа.

В.К.: Какой объем средств будет направлен компании как концессионеру? На какие цели планируется их расходовать?

А.С.: Все 100% вложений, необходимых для создания системы, осуществляет инвестор, а государство начинает возмещать его расходы только после того, как система будет принята в эксплуатацию – по 10,6 млрд руб. в год. Данный механизм создания системы является оптимальным, потому что именно компания-концессионер заинтересована в быстром развитии и запуске системы, чтобы получить возврат своих денег. Распоряжением правительства №1662 (от 29 августа 2014 г. №1662-р) были определены основные параметры концессионного соглашения, а компания «РТ-Инвест Транспортные Системы» была назначена концессионером. Концессионное соглашение рассчитано на 13 лет.

В.К.: Возможно ли в будущем создание аналогичных «Платону» систем только для региональных дорог? Есть ли обращения от субъектов РФ по этому поводу?

А.С.: ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» — оператор федерального проекта. Данная система ведет к созданию инфраструктурной базы, принадлежащей государству. Она может быть задействована для различных целей. В том числе и для создания аналогичных региональных систем. Технологически подключение региональных систем к федеральной возможно за счет совместного использования уже имеющихся базовых элементов: центральной биллинговой системы, центра управления мониторинга (включает в себя центр обработки данных), картографической системы, применения тех же самых бортовых устройств. Сегодня прорабатываются законодательные инициативы о праве регионов вводить аналогичные системы взимания платы на региональных дорогах. Федеральная система изначально проектировалась с возможностью дальнейшего масштабирования. При необходимости ее не потребуется перестраивать с нуля. Можно будет без особых проблем подключить к ней региональные системы. Опора на федеральную систему удешевит создание систем на региональных трассах.

В.К.: Подводя итог сказанному, как оцените готовность системы «Платон» к запуску

А.С.: Оператор системы взимания платы (ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы») к 15 ноября 2015 г. развернет систему контроля по закрепленному в концессионном соглашении графику в количестве 100 автомобилей мобильного контроля и 20 рамных конструкций, что обеспечит полноценную работу системы и позволит достичь эффективного контроля. Система мобильного контроля покрывает в полной мере всю территорию Российской Федерации. Автомобили мобильного контроля будут запущены в полном объеме к 15 ноября, установленное на них оборудование прошло все тесты.

Агентство городских новостей «Москва»

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики