Представители автомобильных перевозчиков Новосибирской области рассказали о том, что система «Платон» может привести к обвалу показателей отрасли и признали непрофессионализм федерального Министерства транспорта.
24 ноября в помещении пресс-клуба Новосибирского союза журналистов состоялся круглый стол на тему «Итоги первой недели работы системы «Платон». Будут ли новые акции протеста перевозчиков?». Как известно, с 15 ноября была введена обязательная плата за проезд по федеральным автодорогам для транспортных средств массой свыше 12 тонн по тарифу 3,73 рубля за километр. Учитывая, что большегрузные автомобили за один рейс проходят тысячи километров, убыток для перевозчиков очевиден. Со 2 ноября начались акции протеста, в которых приняли участие и представители Новосибирской области. Тема, не получившая освещения в федеральных СМИ, тем не менее, вызвала ажиотаж в региональных средствах массовой информации и социальных сетях. Именно поэтому помещение пресс-клуба было буквально забито журналистами.
Первым слово взял президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев. Он отметил, что во многих регионах прошли акции протеста против самой процедуры взимания денег:
– Огромное количество людей недовольно тем, что правительство делегировало государственные функции обычной коммерческой структуре под названием ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы». Когда шло широкое общественное обсуждение правительственного постановления, у нас было несколько вариантов оплаты за проезд по дорогам. Первый вариант, самый удобный — включение акцизов в топливо, ведь и так в плате за каждый литр бензина находится 7 рублей акцизов. Но правительство выбрало другой вариант.
Вячеслав Трунаев также вспомнил другой вариант, предлагавшийся транспортниками: взимать плату только за проезд по тем дорогам, качество которых соответствует их категории, в Новосибирской области, в частности, это — Северный объезд. В целом, по его подсчетам, состояние около 50 процентов дорог оставляет желать лучшего. Однако правительство отвергло и этот вариант и начало внедрять систему «Платон» буквально «через коленку». Что и вызвало протесты дальнобойщиков, которые, по прогнозам президента Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков, будут продолжаться и дальше:
– Система будет введена, несмотря на то, что она сейчас дает огромный сбой, она сейчас находится в нерабочем состоянии. Мы фиксируем некорректное отслеживание маршрута, нет аналитики по поводу того, за что списываются деньги. Радует лишь один момент, что в этом состоянии нас никто не штрафует: постановление предписывает громадные штрафы — от 400 тысяч до 1 миллиона на предприятие.
Модератор круглого стола, управляющий партнер компании DSO Consulting Сергей Дьячков, привел ряд цифр, которые характеризуют последствия введения «Платона»: по данным бизнес-омбудсмена Бориса Титова, зафиксировано падение грузоперевозок на 15-20%. Крупные производители продовольствия оценивают ежедневную недозагрузку сетей в 10-11%. По подсчетам Вячеслава Трунаева, введение системы «Платон» приведет к дополнительному повышению цен от 0,5 до 5% в зависимости от товара.
В рамках пресс-конференции не раз упоминалась фамилия «Ротенберг». И неспроста: Игорь Ротенберг, сын олигарха Аркадия Ротенберга, владеет 50% ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы». Кстати, эта структура планировала до конца года собрать 50 миллиардов рублей. По мнению участников круглого стола, этот сбор не позволит решить проблемы дорожной отрасли, поскольку даже небольшая развязка на Южной площади Новосибирска обошлась в 2,6 миллиарда рублей. При этом уже сейчас с рынка могут уйти 450 тысяч транспортных средств. При этом налоговые поступления в бюджеты всех уровней от одной фуры в год — 1 миллион рублей.
– Из-за страха «нарваться» на штрафы многие были в раздумьях — отправлять машины или не отправлять, и за эти 2-3 недели произошел спад грузоперевозок на 20%. Хочется спросить, а кто понесет за это персональную ответственность? Мы больше чем уверены, что тех волнений могло бы и не быть, если бы наше профильное министерство подготовило бы сбалансированное решение, опираясь на знания профессионалов, – выразил свое мнение Вячеслав Трунаев.
По мнению перевозчиков, обоснованный размер тарифа — не больше 1 рубля за километр. Представители Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков планируют принять участие в акции протеста, которая состоится 6 декабря в Барнауле и пройдет совместно с Алтайским крайкомом КПРФ.
Иван Стагис
www.kprfnsk.ru, 24 ноября 2015 года