Регионы оказались не готовы к протестным акциям, проверкой стал автопробег дальнобойщиков, не согласных с введением системы «Платон». К такому выводу пришел фонд «Петербургская политика», который поместил протесты дальнобойщиков на первую позицию топовых событий минувшего месяца. Эксперты отмечают, что правительство не предусмотрело всех социальных рисков, при этом от него так и не последовало рекомендаций регионам.
Фонд «Петербургская политика» зафиксировал акции протеста дальнобойщиков в нескольких десятках регионов. В рамках ежемесячного рейтинга социально-политической устойчивости регионов эксперты фонда выявили четыре типа реакции в субъектах РФ на кризисную ситуацию: идеологизированное противостояние, патернализм, лоббизм и «братание» с протестующими.
Агрессивную реакцию проявил архангельский губернатор Игорь Орлов, который обвинил дальнобойщиков в «безмозглости». Так же резко отреагировал полпред президента в Уральском федеральном округе Игорь Холманских, который заявил, что протестующие проверяют политическую систему на прочность. В нескольких регионах дальнобойщики подверглись давлению правоохранительных органов. Другие губернаторы заверяли граждан, что они получат выгоду от «Платона». Например, в Волгоградской области строительство моста через Ахтубу ставили в зависимость от введения в действие системы взимания платы с большегрузов, в Самарской, Ростовской областях и Карелии также говорили о реконструкции мостов. Спикер Курганской облдумы Дмитрий Фролов назвал систему «Платон» способом уничтожить нелегальные перевозки, сдерживающие развитие экономики. По его версии, сельхозпроизводителям выгоднее самостоятельно перевозить продукцию, а не пользоваться услугами сторонних транспортников.
Губернаторы Калужской и Ленинградской областей Анатолий Артамонов и Александр Дрозденко, воспользовавшись случаем, предложили распространить систему на региональные дороги. Транспортные ведомства Пермского края и Ярославской области уже занялись разработкой схем взимания платы с большегрузов за проезд по региональным и муниципальным дорогам.
Заигрывание с протестующими без попытки объяснить экономические причины введения меры стало другой крайностью, говорят эксперты фонда, хотя такие региональные и муниципальные лидеры проявили открытость и пошли на прямой контакт с водителями, что несколько снизило накал страстей. Так, мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман встретившийся с протестующими, обещал передать их обращение в администрацию президента. Белгородский губернатор Евгений Савченко направил в Минтранс письмо с просьбой установить переходный период для налаживания полноценной работы системы «Платон». Глава Приморья Владимир Миклушевский предложил дополнить мораторий введением льготного тарифа для Дальнего Востока. С дальнобойщиками встретились главы Оренбургской и Ульяновской областей Юрий Берг и Сергей Морозов: первый обещал оказать помощь «в рамках своих полномочий», второй — рассмотреть вопрос о поддержке малого бизнеса в сложных обстоятельствах.
«Возможности администраций на местах участвовать в урегулировании ситуации были ограничены: они не имели влияния ни на разработчиков «Платона», ни на правоохранительные органы. Регионы теряли очки, не являясь стороной конфликта»,— делает вывод глава фонда Михаил Виноградов. По его словам, прямыми сторонами конфликта оказались руководство отрасли, регуляторы «Платона» и сами дальнобойщики. Глава фонда отмечает, что со стороны федерального правительства, которое было инициатором нововведений, не было четкого сигнала о том, как регионам следует реагировать на протест, поэтому губернаторы «действовали на свое усмотрение, спонтанно». «Оперативная реакция со стороны правительства могла бы снизить накал протеста, этой реакции все ждали, но ее как раз и не последовало,— говорит господин Виноградов.— Возможно, такой провал связан с уходом Олега Белозерова из Минтранса, где он в ранге первого замминистра был одним из инициаторов разработки «Платона», в РЖД, где он сменил Владимира Якунина». Напомним, премьер Дмитрий Медведев не комментировал ситуацию в общественной приемной «Единой России», где он 1 декабря разбирал острые социальные проблемы — в партии говорили, что вопросы и не поступали.
Депутат Госдумы Вячеслав Лысаков (фракция «Единая Россия») отмечает, что социальные риски инициативы были слишком высоки, она не была продумана, особенно в отношении малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, которые «не осилят этот сбор».
Ирина Нагорных
Коммерсантъ 3 декабря 2015 года