03.12.2015

Глава Росавтодора Роман Старовойт пригрозил штрафами за сбои в системе «Платон» ее оператору, тот пообещал «устранить неполадки». Уполномоченный по правам человека в РФ Элла Памфилова при этом взяла «под личный контроль» ситуацию с дальнобойщиками, которые проводят акции протеста против взимания платы за пользование дорогами. Таковы результаты дискуссии о проблемах «Платона», прошедшей в президентском Совете по правам человека (СПЧ). Впрочем, действенных решений правозащитники так и не нашли. Сегодня на МКАД ожидается очередная акция протеста дальнобойщиков.

СПЧ пригласил руководство Минтранса, Росавтодора, ГИБДД, депутатов Госдумы и водителей-дальнобойщиков, чтобы обсудить проблемы с системой взимания платы «Платон». Напомним, она спровоцировала массовые акции протеста, которые последние две недели проходят во многих регионах. Министр транспорта Максим Соколов напомнил, что плату с грузовиков за пользование дорогами взимают во многих странах, приведя в пример Белоруссию с тарифом 6-10 руб. за 1 км. Господин Соколов признал, что система, которая введена в действие с 15 ноября, первые два дня работала со сбоями из-за хакерских атак, но теперь это «хорошо отлаженный механизм». За две недели, по его данным, собрано 800 млн руб., которые пойдут на строительство мостов, эстакад и путепроводов в регионах.

«Наверняка же оператор (компания РТИТС.— «Ъ») имеет со сборов процент,— предположил главный редактор «Московского комсомольца» Павел Гусев.— Мне вот не ясно за что».— «Никакого процента нет. Средства максимум через месяц поступают в дорожный фонд,— объяснял Роман Старовойт.— До поступления в дорожный фонд хранятся в Газпромбанке».

«Если все понятно, из-за чего сыр-бор? — взял слово журналист Николай Сванидзе.— Ведь эти люди, которые вышли на дороги, они простые работяги, не политики, не турки, к Госдепу отношения не имеют».— «Любой сбор вызывает напряжение,— заметил господин Соколов.— Большая часть автобизнеса находится в серой зоне, они и так не выплачивают всех налогов. Из-за высокой конкуренции на рынке ставки на фрахт автомобилей упали, теперь все боятся, что сборы будут переложены на перевозчиков. Хотя они могут выставить счет грузоотправителям».

С критикой на министра обрушилась политолог Ирина Хакамада. «Протест получился массовый, а сумма, которую вы собираете с водителей (40 млрд руб. запланировано в 2016 году.— «Ъ»), проблем с дорогами особо не решает,— заявила она.— А вы посчитали, сколько рабочих мест у перевозчиков? При тарифе 3 руб. за 1 км они же разорятся». Господин Соколов призвал не драматизировать ситуацию, приведя пример: при тарифе на перевозку 40 тыс. руб. за 20-тонную фуру нужно будет заплатить 1,5 тыс. руб. в рамках «Платона». А бутылка минеральной воды, которая будет доставлена потребителю в этом грузовике, подорожает на 7 коп.

«Меня поражает фрагментарность мышления некоторых чиновников,— спорил глава ассоциации грузоперевозчиков Валерий Войтко.— Под сбор попадает вся цепочка, а вы взяли только одну ее часть. В случае с пакетом молока это и доставка корма на ферму, и доставка молока на перерабатывающий завод. Итоговое подорожание составит минимум 5%». Отсыл к зарубежному опыту он также раскритиковал: в европейских странах деньги собираются в основном за проезд транзитного транспорта: в Германии 40-60% следующих по автобанам грузовиков едут в Финляндию, Голландию и другие страны. «У нас же международных перевозчиков — доля процентов, в итоге сбор платы становится оброком для всей экономики»,— резюмировал он.

Спустя несколько часов дискуссии конкретных решений не было принято. Уполномоченный по правам человека в РФ Элла Памфилова заявила, что берет ситуацию «под свой личный контроль». Роман Старовойт пригрозил штрафовать за сбои в системе «Платон» ее оператора, а глава РТИТС Александр Советников пообещал «устранять неполадки с учетом мнения участников рынка».

Между тем сегодня на МКАД пройдет очередная акция протеста дальнобойщиков, а завтра Госдума планирует принять законопроект, сокращающий размер штрафов за неоплату проезда в рамках системы «Платон» с 450 тыс. до 5-10 тыс. руб.

Иван Буранов

Коммерсантъ 3 декабря 2015 года

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики