Президентский совет по правам человека (СПЧ) направил рекомендации правительству РФ с просьбой фактически отменить систему сборов за проезд грузовиков «Платон», а Генпрокуратуру просит проверить законность соглашения с оператором системы — компанией РТИТС. «Выпадающие доходы» СПЧ предложил чиновникам включить в топливный акциз. Дальнобойщики поддержали инициативу.
Рекомендации СПЧ начинаются с констатации претензий, которые выдвигались к системе «Платон» на декабрьском специальном заседании совета (см. «Ъ» от 3 декабря). Члены совета указывают на «несправедливость» «Платона», который вынуждает дальнобойщиков платить фактически три раза за одно и то же (после транспортного налога и топливного акциза), сбои в электронной системе и размер самих сборов, «делающих невозможными дальнейшую работу водителя-дальнобойщика как индивидуального предпринимателя».
СПЧ рекомендует правительству «рассмотреть возможность» отмены нового сбора «и/или» транспортного налога, включив при этом «выпадающие доходы» в топливный акциз. «Если иные механизмы взимания налогов и сборов… представят собой оптимальную альтернативу», «Платон» рекомендуется отменить полностью. Совет также предлагает оператору системы РТИТС представить обоснованность новых сборов, а Генпрокуратуре — проверить самого оператора на предмет законности заключения концессионного соглашения.
В рамках «Платона» с грузовиков массой выше 12 т за проезд по федеральным трассам с 15 ноября 2015 года взимается плата: 1,53 руб. за 1 км пути (после 1 марта 2016 года — 3,06 руб.). К 1 декабря собрано 1 млрд руб. Планы сборов на 2016 год — 40 млрд руб. Запуск системы вызвал акции протеста дальнобойщиков в десятках регионов.
Как выяснил «Ъ», СПЧ рассматривал несколько вариантов рекомендаций, в частности, предлагалось снизить размер сборов до 0,99 руб. за 1 км или перевести «Платон» в тестовый режим. По словам члена СПЧ, профессора ВШЭ Ильи Шаблинского, продолжение тестирования системы «означало бы согласиться с «Платоном», но мы хотели сказать, что точно не хотим этого сбора». По его словам, сбор «ударит по малому бизнесу, вызовет удорожание логистики, обнищание дальнобойщиков» и разорение части из них, в том числе около 30 тыс. жителей Дагестана, занятых в этом бизнесе.
Другой член СПЧ, готовивший текст рекомендаций, президент Конфедерации труда России Борис Кравченко жалуется, что «Платон» введен «с колес с большим количеством недостатков», тогда как в Германии аналогичная система готовилась семь лет и тестировалась два года перед запуском. По словам господина Кравченко, в нынешней ситуации «Платон» нанесет ущерб «большим группам работников, сотням тысяч человек». По мнению господина Шаблинского, адресатом нового сбора могли стать до 1 млн человек. «И это очень похоже на платеж, в который заложен не государственный, а корпоративный интерес»,— добавляет он.
Глава Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов приветствует заявление СПЧ, особенности в части проверок оператора правоохранительными органами. Схема с повышением акциза на топливо ему кажется «здравой и понятной»: «Можно повысить акциз только на дизтопливо, а не на бензин». При этом профлидер считает необходимым оставить транспортный налог, так как его сборы идут на строительство дорог в регионах.
Между тем правительство РФ вчера разместило на regulation.gov.ru проект постановления о снижении ежегодных фиксированных выплат РТИТС — с 10,6 млрд руб. до 7,9 млрд руб. Напомним, «Платон» создается на деньги РТИТС, стоимость проекта оценена в 29 млрд руб., 27 млрд руб. из которых — кредит Газпромбанка.
Александр Воронов, Иван Буранов
Коммерсантъ 12 декабря 2015 года