Начальник Федерального управления автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства Дмитрий Тулеев подвел итоги 2015 года.
— Прогнозы развития дорожной отрасли в начале 2015 года настораживали. Дорожники заявляли о снижении финансирования проектов, о сокращении объемов работ. Каким в реальности оказался год?
— Я не могу сказать, что год был легким, у нас так вообще не бывает, наверное. Но и в черную меланхолию впадать не стоит. Строится Восточный обход, строится обход Мариинска, реконструкция 30-ти километров трассы Р-254 «Иртыш» под Новосибирском идет по плану. Это наши главные объекты, в них вложено в общей сложности более трех с половиной миллиардов рублей, и в следующем году работы там продолжатся. Политика Росавтодора в этом плане остается неизменной: уже начатые объекты строительства и реконструкции не замораживаются, хотя определенный секвестр в следующем году возможен в связи с общеэкономическими проблемами.
Выполнены планы по ремонту — всего за год мы отремонтировали 455 километров в Новосибирской, Омской, Кемеровской областях (примерно таков же объем ремонтных работ, запланированный на будущий год, хотя планы еще уточняются). Произведена реконструкция трехкилометрового участка трассы Р-255 «Сибирь» на подъезде к Томску, где ликвидирован опасный поворот. Кроме того, значительно вырос объем финансирования работ по содержанию федеральных трасс. Впервые у нас появилась возможность увеличить протяженность дорог с высоким уровнем содержания почти в шесть раз — до 1 228 километров.
— Общественность новосибирского Академгородка пребывает в ожидании транспортного коллапса в результате запуска первого этапа Восточного обхода. Какие пути решения конфликта вы видите?
— Это не конфликт, а рабочая ситуация, не первая и не последняя, где несколько сторон ищут компромиссное решение. В данном случае развитие ситуации зависит не столько от нас, сколько от действий региональных и муниципальных властей. Никто ведь не сомневается в необходимости Восточного обхода Новосибирска, проекты первого и второго этапов давно согласованы на разных уровнях. Другое дело, что не в наших полномочиях решать проблемы организации движения на дорогах, которые в собственности области или муниципалитета. Считаю, что конструктивное взаимодействие как с местной властью, так и с активистами Академгородка у нас налажено, и к моменту запуска первого этапа оптимальное для всех решение будет найдено. Тем более этот вопрос находится на личном контроле руководителя Федерального дорожного агентства Романа Владимировича Старовойта.
— Знаковым событием 2015 года для федеральных дорожников стал запуск системы «Платон». По вашим оценкам, какова сейчас связанная с этим ситуация в Западной Сибири?
— Ситуация в целом была предсказуема. Система требует от грузоперевозчиков полной прозрачности их деятельности и к этому, конечно, были готовы не все. Легальные перевозчики, те, кто не «в тени», отнеслись с пониманием к инициативе государства. Дорога дает им заработок, в их интересах, чтобы эта дорога была хорошего качества. Кроме того, до компаний-перевозчиков доведено письмо Минфина РФ от 27 ноября, согласно которому плата за проезд 12-тонников по федеральным трассам носит компенсационный характер и должна учитываться в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.
В первые дни работы системы «Платон» вопросы касались в основном организационных моментов. Руководство Ассоциации перевозчиков Сибири проявило здесь активную позицию, сформулировав конкретные предложения в адрес оператора системы — ООО «РТ-Инвест Транспортные системы», эти предложения были поддержаны и Росавтодором. Это взаимодействие помогло устранить целый ряд спорных вопросов.
Активная общественность и просто владельцы легковых машин также понимают, что владельцы многотонных автомобилей, каждый из которых разрушает дорожное покрытие как 25 тысяч легковушек, должны этот вред компенсировать — это практика многих развитых государств. Общественники в данном случае солидарны с дорожниками. Председатель общественного совета по дорожно-транспортному комплексу Новосибирской области Алексей Носов, например, открыто высказывается за введение системы взимания платы с 12-тонников.
— Вроде бы речь шла о том, что экономический эффект от «Платона» получат не только федеральные трассы?
— Да, уже известно, что часть средств пойдет на региональные проекты на основе ГЧП. Один из возможных вариантов — четвертый мост в Новосибирске. Об этом Роман Старовойт заявил недавно на видеоконференции с грузоперевозчиками.
— Вы уже сказали, что в следующем году отремонтируете примерно столько же километров, сколько в нынешнем. Можете назвать основные объекты и направления?
— В полном объеме программа ремонта и капремонта будет утверждена в ближайшие дни, но вряд ли она будет существенно скорректирована. Предварительно это будет порядка 130 километров капитального ремонта и более 300 километров планового ремонта, включая шероховатую поверхностную обработку покрытия примерно 75 километров. Основные направления — это Р-256 «Чуйский тракт» на территории Новосибирской области, по которому мы в следующем году практически закончим программу ремонта и капремонта: в 2017 год перейдет один 5-километровый участок, и трасса будет полностью отремонтирована, как это было в нынешнем году с Р-254 «Иртыш». Также будет полностью завершен ремонт подъезда к Томску от трассы Р-255 «Сибирь».
И, наконец, в Омской области закончится эпоха ремонта трассы 1Р402. Эта дорога была передана в федеральную собственность 11 лет назад в удручающем состоянии, и в 2016 году мы, наконец, закончим ее ремонтировать. Важно, что в целом объем финансирования программы ремонта и капремонта на 2016 год предположительно на треть выше, чем в текущем — более шести миллиардов рублей, то есть примерно на уровне 2014 года. Это значит, что мы сможем расширить спектр применяемых материалов и технологий. В этом плане год обещает нам быть более стабильным.