Все чаще из уст региональных чиновников разного уровня можно услышать, что систему взимания платы с большегрузов — аналогичную федеральному «Платону» — неплохо бы распространить и на региональные трассы. Похожие друг на друга заявления только за последние дни сделали министр инвестиций и инноваций Московской области, президент Татарстана, замминистра транспорта Саратовской области. А депутаты Курганской областной думы вообще успели оперативно принять изменения в закон, позволяющие собирать «оброк» с большегрузов, передвигающихся по дорогам Курганской области. Впрочем, дальнобойщики все это предвидели…
Министр инвестиция и инноваций Московской области Денис Буцаев выдал на гора «сенсацию». От которой, впрочем, вскоре открестился.
Нет, сенсация заключается вовсе не в том, что Денис Петрович пообещал, что в Московской области в ближайшее время дороги для большегрузов станут платными.
И не в том, что они останутся бесплатными.
А в том, что над таким проектом, как добавил чиновник: «мы работаем» — просто конкретных сроков ввода системы еще нет.
«Вопрос введения платы за проезд большегрузов по региональным дорогам в настоящий момент не обсуждается», — именно так и сказал министр.
То есть просто пока не время. А вот угомонятся бастующие против федерального «Платона» дальнобойщики — и тогда уже можно о местных «Платончиках» помечтать…
Существующее на сегодняшний день российское законодательство действительно позволяет распространить платежную систему «Платон» по всей стране не только на федеральные трассы.
Как щупальцы у спрута она будет захватывать все новые и новые регионы. Пока не замкнется где-нибудь в районе Владивостока. Это вполне законно. Об этом и говорил подмосковный министр.
Плацдармом же для нововведения, если к этому придет, проще всего сделать Московскую область. Не только же в самой Москве эксперементировать с платными парковками!
Так грозит нам или нет подмосковный «Платон»? Этот вопрос корреспонденты «Московского комсомольца» хотели бы задать лично министру инвестиций и инноваций МО Денису Буцаеву. Однако, пресс-конференция главы ведомства, была вдруг отменена…
В принципе, чего-то подобного мы ждали давно, — прокомментировал возможное ноу-хау Валерий Войтенко, глава Ассоциации дальнобойщиков. — Желание региональных властей получить больше денег с дорог вполне объяснимо. А после того как глава государства пообещал отменить еще и транспортный налог…
— Как известно, это налог региональный. На эти деньги не только ремонтировали трассы, но и оплачивали разные социальные проекты, а также латали дыры в зарплатах учителей и врачей.
Да, и если транспортный налог все-таки отменят, это будет… коллапс для многих регионов. На этом фоне, естественно, возникают разные дурацкие мысли. Бюджеты у большинства регионов не то, что дефицитные — есть такие области, которые находятся практически в преддефолтном состоянии… «А не ввести ли нам поэтому еще один «Платон»?» — некоторые губернаторы, безусловно, об этом думают.
— Областной «Платон», потом районный…
— Ничего смешного. На самом деле это мина замедленного действия под основы государства. Нельзя проецировать европейский опыт и протяженность их магистралей на многотысячные трассы России. Это приведет в итоге к полному разрыву существующих инфраструктурных связей, появлению удельных княжеств..
— Может быть поэтому подмосковный министр так сразу и отказался от своих слов?
— Так ничего особенного он и не сказал. Подобные разговоры ведутся уже с весны. Были ряд встреч с людьми из Комитета по транспорту Госдумы, с Минтрансом. Новосибирская область продвигала для себя такое предложение, часть Ленинградской…
Пресс-служба Дениса Буцаева, куда корреспонденты «Московского комсомольца» позвонили за объяснениями, подтвердила, что слова их начальника просто неправильно истолковали.
— Но пресс-конференцию Дениса Петровича отменили. Эти два события как-то связаны?
— Нет. Никак. Просто у него перенасыщенный рабочий график и много совещаний.
Напомним, как ранее сообщала газета «Ведомости», региональные власти серьезно обеспокоились сохранностью своих бюджетов и дорог сразу, как только началось обсуждение проекта по взиманию платы за пользование федеральными трассами. По их прогнозам, ради экономии дальнобойщики будут стараться объезжать главные дороги по регионалкам, многие из которых и без дополнительной нагрузки находятся в плачевном состоянии.
В 2013 году несколько регионов, в том числе Ленинградская, Калужская, Оренбургская области и Татарстан обратились в Минтранс и Росавтодор с предложением ввести налог на пользование региональными дорогами по аналогии с федеральной системой, чтобы сбалансировать трафик и компенсировать ущерб, который нанесет маневр дальнобойщиков.
В марте Минтранс подготовил необходимые поправки в Бюджетный кодекс и закон об автодорогах, относящие начало применения этой практики на 2017 год. А в конце июня депутаты заксобрания Калужской области внесли соответствующий законопроект в Госдуму. Авторы документа указали на тот факт, что при увеличении интенсивности пользования большегрузами дорог регионального или межмуниципального значения возникнет необходимость в их переводе в более высокую категорию и в увеличении регионального финансирования.
В связи с этим депутаты калужского заксобрания предложили создать правовые основы для компенсации ущерба, который будет нанесен дорогам, и «обеспечить поступление дополнительных финансовых средств в дорожные фонды субъектов РФ и органов местного самоуправления». Однако, как недавно заявил глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев, поправки к законодательству «не рассматриваются, никто даже не мыслит об этом».
Наиболее активно в проработке региональной системы участвует руководство Татарстана. Еще в октябре прошлого года президент республики Рустам Минниханов на заседании Госсовета по автодорогам с участием Владимира Путина предлагал расширить закон о введении платы с 12-тонных фур. При этом, по данным «Ведомостей», в концессионном соглашении между Росавтодором и оператором системы «Платон» уже заложена возможность присоединения субъектов к федеральной системе. Проверить это невозможно, поскольку Росавтодор отказывается раскрывать содержание концессионного соглашения.
На днях Рустам Минниханов повторил журналистам, что его мнение: грузовые автомобили, имеющие разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, должны платить за проезд по дорогам регионального значения. «Если они туда (на региональные дороги) заезжают, они должны заплатить за это… надо максимально перенести центр нагрузки (грузовых перевозок) с автомобильных на железные дороги», — добавил президент Татарстана.
Ритейлеры и критики системы «Платон» ранее предупреждали, что новый налог приведет к росту цен на розничные продукты, но если работа системы будет расширена на региональные дороги, цены вырастут в разы.
Заместитель руководителя Росавтодора Дмитрий Прончатов считает, что у региональных властей нет повода для беспокойства, учитывая состояние дорог, а также нерентабельность их эксплуатации перевозчиками.
«Если удлинение пути составит более 10%, то теряется всякий экономический смысл этого объезда. Если вы учтете качество региональных дорог, которое все-таки почти везде ниже, чем федеральных, за редким исключением, то этот объезд кроме удлинения пути и затрат большего времени, расхода горючего и так далее приведет к еще большему снижению эффективности перевозки», — заявил Прончатов «БИЗНЕС Online».
Однако, если деньги с дальнобойщиков начнут брать и в регионах, заработает, скорее всего, снова Ротенберг, пишет Иван Медведев, журналист Business FM в статье «Клоны «Платона» могут вживить в регионах».
Поскольку система «Платон» была выбрана без конкурса, при этом единственный аргумент в пользу такого выбора — нацбезопасность, получается, что если системы, аналогичные «Платону», будут приходить в регионы, конкурса тоже не будет, предполагает он. Иначе, почему в одном случае можно, а в другом нет? Впрочем, даже если о конкурсе задумаются, это ничего не изменит, резюмирует председатель комитета по транспорту московского отделения «Опоры России» Игорь Ребельский. Он замечает:
«В любом случае здесь опять игра в одну корзину, потому что победитель будет очевиден, то есть это в любом случае та компания, у которой уже есть опыт, система, и даже если будет конкурс, по факту он уже создан под конкретную компанию, потому что, если есть система, понимание, опыт, то глупо уже отдавать это кому-то еще, и нет никакого смысла опять все эти проблемы заново проходить».
По материалам СМИ: «Московский комсомолец», «Полит.ру», Business FM
АТИ-Медиа 23 декабря 2015 года