Непредсказуемая погода и аномальные явления словно проверяют на прочность городские службы Новосибирска — раз за разом в снегопады город встает в 10-бальных пробках, а люди негодуют по поводу отсутствия техники на дорогах. В рамках организованного «КС» в начале декабря круглого стола, посвященного проблемам уборки зимних дорог в городе, вице-мэром по городскому хозяйству Данияром Сафиуллиным были взяты на «вооружение» конструктивные предложения, последовавшие от участников. Однако останутся ли они на бумаге, или уже внедряются полным ходом? Корреспондент «КС» уточнил у главного хозяйственника Новосибирска, что уже предпринимается для модернизации системы, а какие изменения наступят для Новосибирска только в обозримом будущем.
КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
Напомним, что 4 декабря 2015 года редакция «КС» организовала и провела круглый стол, посвященный состоянию дорог в Новосибирске в зимний период. Во время снегопадов и ледяных дождей обнажаются все слабые места городских дорожных служб, и зима становится своего рода «лакмусовой бумажкой». В дни, когда Новосибирск засыпает снегом, движение на дорогах парализуется, и город останавливается в многочасовых пробках. В такие моменты градус напряжения в обществе повышается, и традиционно жители мегаполиса начинают сетовать на всю систему, выстроенную в городском хозяйстве.
Для ответа на самые острые вопросы, связанные с уборкой новосибирских дорог зимой, редакция «Континент Сибирь» собрала за одним столом общественников, транспортные компании, руководителей ДЭУ, начальника новосибирского Гидрометцентра, а также представителей от мэрии Новосибирска. В рамках мероприятия было задано множество вопросов, и прозвучал ряд конструктивных предложений, которые были взяты на «вооружение» вице-мэром по городскому хозяйству Данияром Сафиуллиным. Стоит отметить, что ни один из вопросов не остался незамеченным со стороны главного хозяйственника города. В ходе мероприятия он отмечал, что каждая просьба, озвученная участниками круглого стола, будет рассмотрена им лично, и в случае необходимости воплощена в жизнь.
Поэтому спустя 3 недели «КС» обратился к вице-мэру Данияру Сафиуллилину с уточняющими вопросами, какие мероприятия по улучшению ситуации на дорогах уже проводятся, а что только планируется модернизировать в существующей системе. Данияр Сафиуллилин в ответ пригласил «КС» на ежедневную планерку, которая проводится с руководителями ДЭУ, МКУ «Горсвет», начальником департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Сергеем Райхманом и другими ответственными лицами за уборку улиц. В ходе совещания в режиме видеоконференции стало понятно, что одно из обещаний Данияра Сафиуллина уже выполняется полным ходом. Так, главной темой совещания стала подготовка городских служб к похолоданию после аномального потепления – по прогнозам синоптиков с 30 на 31 декабря ожидается переход с плюсовой температуры на минусовую, столбик термометра должен опуститься до минус 15 градусов. Такой режим работы свидетельствует об обещании вице-мэра научить людей, работающих в городском хозяйстве не только оперативно реагировать на изменения ситуации, но быть заранее готовыми к погодным форс-мажорам. Нынешней зимой это особенно актуально, когда природа щедра на аномальные погодные явления, будь то ледяной дождь или оттепель посреди зимы. Необычно теплый декабрь заставил коммунальные службы расконсервировать все ливневые канализации, которые должны быть закрыты до весны. После резкого потепления новосибирские улицы оказались затопленными растаявшим снегом. И сейчас главной задачей работников городского хозяйства является предотвращение того, чтобы лужи не превратились в главный каток Новосибирска.
ГДЕ ВСЯ ТЕХНИКА?
Отвечая на вопросы участников круглого стола, почему на лицах Новосибирска не видно снегоуборочной техники, Данияр Сафиуллин отметил, что ее присутствие на дорогах можно отследить через городской портал novo-sibirsk.ru. Для этого в ближайшее время, все машины должны быть оснащены датчиками системы ГЛОНАСС. На видеоконференции и. о. начальника главного управления благоустройства и озеленения Юрий Сердюк в свою очередь рассказал, что практически 100% машин в автопарке ДЭУ уже подключены к ГЛОНАСС. Кроме этого, новосибирцы теперь могут проследить не только местонахождение снегоуборочной техники в виде двигающихся точек на карте, но сам процесс уборки улиц при помощи веб-камер на сайте tv.novo-sibirsk.ru. Камеры установлены на основных перекрестках и магистралях города, где, как правило, образовываются самые большие пробки.
Одними из самых конструктивных предложений, которые прозвучали на круглом столе, исходили от председателя правления Сибирской Ассоциации Автомобильных Перевозчиков (СААП) Алексея Лядусова. Речь в частности шла об организации sms-рассылки. Дело в том, что когда город закрывается для проезда большегрузного транспорта, водители фур вынуждены останавливаться вдоль трасс и ожидать разрешения на въезд. В связи с этим, водителям также необходима площадка, где они бы могли припарковать большегрузный транспорт. Данияр Сафиуллин отметил, что оба вопроса вполне решаемы, очередь теперь за самими транспортниками, которые должны предоставить свои номера телефонов, на которые будет осуществляться sms-рассылка. А также официальная заявка для того, чтобы власти Новосибирска начали решать вопрос об организации площадки для большегрузов во время закрытия города.
Другие мероприятия, которые на взгляд вице-мэра по городскому хозяйству необходимы для города, и которые озвучивались на круглом столе, уже частично выполняются. Так, Данияр Сафиуллин говорил о необходимости установки ящиков с песком в муниципальном общественном транспорте – в троллейбусах и автобусах. Но такие меры, по словам заместителя мэра, необходимы только в случае гололеда, когда нужно подсыпать песок на обледеневшие дороги. Во время других погодных условий, в таких мерах нет необходимости. А вот емкости с песком на остановках общественного транспорта должны стоять на протяжении всего зимнего периода, и при этом регулярно пополняться. Стоит отметить, что подобные ящики действительно установлены вблизи от городских остановок. Относительно потребности в тягачах для общественного транспорта, которая также озвучивалась в рамках круглого стола, Данияр Сафиуллин заметил, что они сейчас имеются в количестве 5 штук, готовые к работе, если будет необходимо вытягивать автобус или троллейбус.
ДОРОЖНЫЕ РЕАГЕНТЫ ДЛЯ СИБИРИ
Также на круглом столе вице-мэр упоминал о создании групп перспективных разработок. Как рассказал Данияр Сафиуллин, работа в департаменте ЖКХ в этом направлении уже ведется, но планы разработок пока не могут быть озвучены. Тем временем, по проводящимся экспериментам с концентрацией соли и песка в смесях для обработки дорог, никаких секретов нет. Вопрос об экспериментах со смесью Данияру Сафиуллину был задан не случайно. В ходе обсуждения проблем, которые возникают в зимний период на дорогах Новосибирска, член общественного совета по дорожно-транспортному комплексу Новосибирской области Владимир Кириллов предложил заменить традиционные соль с песком на современные реагенты, используемые в европейской части страны. Общественник заявил, что тот песок, который применяется на дорогах Новосибирска мелкодисперсный, не отвечающий требованиям по качеству, поэтому весной, когда снег сходит, улицы Новосибирска оказывается окутанными пылью. Это негативно влияет не только на экологию, но и на здоровье горожан. После таких заявлений, вице-мэр пообещал, что обязательно проведет несколько экспериментов с реагентами, и сравнит их действие с тем, которое оставляет после себя пескосоляная смесь.
«На сегодняшний день эксперимент уже начат, — поделился Данияр Сафиуллин. – Пескосоляная смесь различной концентрации сегодня применяется на дорогах Новосибирска – это соотношение 15 частей соли к 85 частям песка, 30 к 70, или 50 на 50. И чем больше я погружаюсь в эту тему, тем больше понимаю, что с нашими погодными условиями пескосоляная смесь лучший вариант. Потому что она обладает не только плавильными свойствами, но также и противоскользящими, что для нас очень важно. А реагенты, может быть, и растопят, а противоскольжение не обеспечат». При этом, Данияр Сафиуллин заметил, что после улучшения экономической ситуации в Новосибирской области, попробовать реагенты в действии все же имеет смысл, чтобы понять их эффективность, и оценить стоимость.
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
Говоря о принимаемых мерах по улучшению ситуации, как на дорогах Новосибирска, так и в целом по городскому хозяйству, Данияр Сафиуллин рассказал, что некоторые из них – это перспектива ближайших двух лет. Так например, заместитель мэра на круглом столе отметил, что существует проблема со взятием на баланс остановок общественного транспорта. Сейчас они фактически никому не принадлежат, тем временем деньги на их благоустройство выделяются, а именно в размере 10 млн рублей на 2016 год.
«На сегодняшний день проработаны подходы как мы будем решать вопрос с остановками, и что именно на себя возьмет районная администрация», ─ подчеркнул заместитель мэра. По его словам, все вопросы, касающиеся остановок общественного транспорта, должны быть решены к следующему году. Иначе, если не будет определено, кому будут принадлежать остановки, деньги, выделенные по программе, не смогут быть освоены.
Также в следующем году начнет решаться вопрос о распределении придомовых территорий. На сегодняшний день некоторые улицы Новосибирска в плане уборки поделены пополам между администрацией города и управляющими компаниями, что создает проблемы по качеству обслуживания этих территорий. По словам Данияра Сафиуллина, в первую очередь необходимо разобраться, у кого какая территория находиться в собственности, и что к этой территории нужно присовокупить, чтобы проблема проезда была решена. По мнению вице-мэра, на решение этого вопроса уйдет около двух лет. Но уже в следующем году начнут проводиться конкурсные процедуры для того, чтобы определить те УК, которые могут взять на себя дополнительную нагрузку по обслуживанию внутриквартальных проездов.
Относительно модернизации парка уборочной техники, о необходимости которой говорилось на круглом столе, Данияр Сафиуллин отметил, что на сегодняшний день решение вопроса упирается в финансовую составляющую города.
«Задача обновления парка техники – перспектива даже не следующего года, — подытожил разговор о планах в городском хозяйстве заместитель мэра. – В этом году было закуплено порядка 19 машин, а в 2016 году нужно защитить те статьи расходов, которые необходимы в первую очередь – это по ГСМ, по запчастям, по фонду оплаты труда. Но вопрос качественного обслуживания техники и своевременного ремонта рассматривается на совещаниях каждый день».