Полгода тайные покупатели от амурского отделения Общероссийского народного фронта опытным путем вычисляли нелегальных предпринимателей. Схема была довольно простая. «К примеру, подходит человек к грузоперевозчику и говорит, что ему нужно отправить груз, но ему обязательно нужно оформить сделку документально, и спрашивает, зарегистрирован ли перевозчик как ИП или ООО», — рассказала сопредседатель регионального штаба Жаккелина Орлова. Как выяснилось, из 333 проверенных компаний нелегально работают 247, или 74%.
Результаты соцэксперимента народнофронтовцы сегодня представили на круглом столе, посвященном легализации теневого бизнеса.
Всего ОНФ проинспектировал около 30 видов деятельности. Оказалось, что без разрешения трудятся 19 из 20 опрошенных грузоперевозчиков, 12 из 20 таксистов, 26 из 30 парикмахеров. «Продажа угля и дров, сантехника, фото- и видеоуслуги, няни на дому, электрики, автомастерские, — перечислила сферы, где были выявлены нелегалы, Жаккелина Орлова. — Даже магазины у нас есть, которые не зарегистрированы, но работают».
Кроме того, даже зарегистрированные предприниматели предпочитают выплачивать работникам зарплату в конвертах, чтобы сократить расходы на уплату налога на доходы физлиц и страховых взносов. По расчетам председателя регионального отделения организации «Опора России» Бориса Белобородова, в теневой экономике Амурской области заняты порядка 55 тысяч человек. В итоге ежегодные потери областного бюджета от недополученного НДФЛ составляют 2,7 миллиарда рублей, а внебюджетных фондов — 6,5 миллиарда.
Уводить в подполье бизнес коммерсантов заставляет недоверие к государству из-за нестабильной налоговой политики, а также незаинтересованность самих работников в уплате налогов и взносов. А главное, как подчеркнул Борис Белобородов, размер взносов, которые начисляются с зарплаты сотрудников, находится за пределами возможностей бизнеса. Особенно в условиях кризиса.
Если до 2011 года для малого предпринимательства эта ставка составляла 16%, то сейчас предприятия должны отчислять 30% от зарплаты сотрудника: 22 — в Пенсионный фонд, 5,1 — в фонд социального страхования, 2,9 % – в Фонд медицинского страхования.
— Если условия выплаты зарплаты могут привести к закрытию бизнеса, предприниматель становится перед дилеммой: платить, как положено по закону, и разориться или, «оптимизировав» свои затраты, платить зарплату полностью или частично нелегально и заниматься бизнесом дальше, — объяснил председатель амурской «Опоры России».
Как отметили собравшиеся, в условиях экономического кризиса и бюджетного дефицита в Приамурье каждая копейка на счету. Главной задачей региона стал поиск дополнительных доходов. Один из вариантов их получения — вывод бизнеса из тени.
Чтобы навести порядок в этой сфере, представители Народного фронта предложили применить метод кнута и пряника: ужесточить санкции за незаконную предпринимательскую деятельность, но расширить перечень субъектов малого и среднего бизнеса, имеющих право на налоговые каникулы.
Однако, как отметил Борис Белобородов, этих мер недостаточно.
Необходимо как можно скорее снизить ставки взносов во внебюджетные фонды с 30% до 16—18% от размера заработной платы.
«Это вполне реальная нагрузка, которую готов нести бизнес. Так как большая часть предпринимателей являются законопослушными, они выведут зарплату из тени», — объяснил он.
Начинать реформу предлагается с Дальнего Востока. Этот вопрос уже прорабатывает рабочая группа, созданная в амурском Заксобрании. Как рассказала глава бюджетного комитета областного парламента Татьяна Фарафонтова, инициативу надеются отправить на федеральный уровень к апрелю.