19.02.2016

18 февраля в правительстве Новосибирской области прошел брифинг, посвященный проекту четвертого моста через Обь. Участвовали министр транспорта региона Сергей Титов, директор ОАО «Центральный мост» Евгений Кожевников и директор представительства ЗАО «Институт «Стройпроект» Вадим Антонов. Последний, впрочем, за весь брифинг ничего не сказал.

Напомним, ОАО «Центральный мост» создано на паритетных началом правительством области и мэрией Новосибирска. Оно же является заказчиком проектной документации. Проектные работы осуществляются ЗАО «Институт «Стройпроект». В ходе брифинга было сказано, что «Стройпроект» стал победителем конкурса на проведение проектных работ.

Титов и Кожевников рассказали об этапах работы над проектом мостового перехода. В частности — технический проект в данный момент готова на 100%, сейчас идет работа над сметой строительства. Проект получил положительное заключение Главгосэкспертизы, рассматривался на градсоветах при мэрии. Прошли презентации проекта на инвестиционных форумах. Также проект оказался в тройке наиболее подготовленных из тех семи, что предоставили регионы для софинансирования средствами, собранных системой «Платон».

Доклады спикеров и ответы на вопросы журналистов во многом повторяли информацию, что озвучивалась ранее. Поэтому остановимся на тех моментах, которые либо еще не звучали, либо по ним сохранялась неясность.

1. Кто будет концедентом

До недавнего времени было непонятно, кто будет концедентом (то есть — заказчиком) строительства. В ходе брифинга было заявлено, что концедентом станет областное правительство, а городской бюджет не будет нести расходов и обязательств по договору концессии. В частности, Сергей Титов заявил, что расселение жилого сектора будет осуществляться за счет областного дорожного фонда.

2. Что войдет в концессионное соглашение

Концессионер будет обязан за пять лет построить мостовой переход и развязки на левом и правом берегах. Также в период действия концессионного соглашения (это еще двадцать лет — уже после завершения строительства) концессионер будет обязан содержать мостовой переход, путепровод и развязки. Ни о каком недоремонте речи идти не должно.

3. Какую долю в финансировании строительства составят средства областного бюджета, федерального гранта и концессионера

Первоначально предполагалось, что соотношение средств концессионера и федерального гранта составят 50% на 50%. От этой модели пришлось отказаться, так как экономика проекта не позволяла осуществить проект ГЧП. Теперь в экономическую модель закладывается 70–75% средств от федерального гранта (звучала цифра и в 85% — видимо, до сих пор нет четкого представления, сколько именно), и только 25–30% средств концессионера. При таких параметрах предполагается, что доход от сбора оплаты за проезд позволит рассчитаться с концессионером без привлечения бюджетных средств.

4. Минимально гарантированный доход

На вопрос. какие риски будут у областного бюджета, Сергей Титов дал уклончивый ответ: «Никаких, кроме риска трафика». На уточняющий вопрос Тайги.инфо Евгений Кожевников признал, что минимально гарантированный доход концессионера предполагается. И если сбор денег за проезд окажется ниже этого дохода, концедент (то есть, областной бюджет) заплатит концессионеру разницу. Но по имеющимся расчетам, такая разница, если и возникнет, то только в пределах нескольких лет, а потом, по мере увеличения трафика, наоборот, будут поступления концеденту, которые покроют понесенные затраты.

Однако назвать уровень минимально гарантированного дохода, например в 2020 году, Евгений Кожевников отказался, сославшись на то, что финансово-экономическая модель концессионного соглашения еще только должна быть обсуждена на рабочей группе правительства области с привлечением лучших сил нескольких министерств.

5. Какой трафик ожидается и какова будет цена проезда

Кожевников сообщил, что стоимость проезда будет устанавливать концедент (то есть областное правительство), и она будет меняться не только год от года, но и от времени суток, например, достигая максимума в часы пик и минимума в ночное время. За усредненную цифру взято 100 рублей, но надо понимать, что через десять лет 100 рублей будут стоить существенно дешевле.

Ожидаемый трафик — 86 тысяч авто в сутки (это примерно как по Коммунальному сейчас). Евгений Кожевников заявил, что загруженность моста считалась двумя группами экспертов, и результаты совпали с точностью до 2%.

Корреспондент Тайги.инфо попытался выяснить, как при этих расчетах вычислялась зависимость трафика от стоимости проезда. Спикер ответил, что проводилось анкетирование, в котором оценивалась готовность автомобилистов ездить по мосту за плату. На вопрос — стояла ли в анкетах сумма в сто рублей, он ответил утвердительно (ранее на брифингах и презентациях назывались суммы за проезд в 30 и 70 рублей).

6. Возражения ГИБДД и письмо Стерликова

Светлана Воронкова (программа «Прецедент») попросила прокомментировать письмо начальника ГУ МВД по Новосибирской области Юрия Стерликова, в котором говорится, что предложенные проектные решения четвертого моста не обеспечат безопасность дорожного движения и пропускную способность улично-дорожной сети Новосибирска.

На это Евгений Кожевников ответил, что претензии инспекции по некоторым деталям проекта были высказаны еще в 2014 году, после чего прошел ряд совещаний, в том числе с участием ГИБДД, а в проектную документацию были внесены изменения. На замечание Воронковой, что письмо Стерликова датировано январем 2016 года, Евгений Кожевников ответил, что «та база, которая к нему приложена, 2014 года».

Комментарий аналитического отдела Тайги.инфо

Позитивным изменением выглядит снятие каких-либо расходов и обязательств с бюджета Новосибирска. Отказ от схемы 50 на 50 подтверждает выводы аналитического отдела Тайги.инфо о том, что четвертый мост не сможет генерировать доход, необходимый для закрытия «минимального гарантированного дохода» концессионера, предполагавшийся соответствующей финансово-экономической моделью (ФЭМ).

Трафик в 86 тысяч автомобилей в сутки выглядит существенно более реалистичным, чем в 112 тысяч (а тем более — в 154 тысячи), которых требовала предыдущая версия ФЭМ.

Однако, по мнению аналитического отдела Тайги.инфо. такой трафик соответствует нулевой или крайне низкой цене за проезд (от 0 до 30 рублей). Иначе непонятно, почему трафик по платному мосту превысит трафик по бесплатному Коммунальному. Прогноз трафика на данный момент выглядят слишком оптимистичным. Но оценить уровень рисков для областного бюджета можно будет только после получения информации о доле концессионера в расходах на строительство, о том, какой уровень минимального гарантированного дохода предполагается и какая цена за проезд будет в первые годы функционирования четвертого моста.

Алексей Мазур

Тайга.инфо

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики