24.02.2016

Сибирские автоперевозчики сетуют, что показатели автоматического или стационарного весогабаритного контроля в отношении одного и того груженого автопоезда в различных регионах России порой необоснованно различаются. В результате перевозчики вынуждены платить большие штрафы в связи с наличием перегруза, которого по факту нет. Но, по мнению участников рынка, проблема вполне решаема, если задаться целью навести порядок. Поможет ли улучшить ситуацию с весогабаритным контролем единая электронная система наряду с комбинированным использованием стационарных и динамических весов — в материале «КС».

РАЗРУШАЮЩИЕ ГРУЗОВИКИ

По оценке Росавтодора, ежегодный ущерб, наносимый российским автодорогам, оценивается в 2,5 трлн рублей. По данным ведомства, с превышением допустимой массы сейчас следует каждый четвертый грузовик. В то же время президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев отметил, что проблему перегруза и разрушения дорог целесообразно разделить на перевозку тяжеловесных грузов массой свыше 40 тонн и обычные грузоперевозки.

«Основной ущерб дорогам наносит именно перевозка тяжеловесных грузов, — добавил президент СААП. — Далеко не всегда грузоотправители и перевозчики получают необходимые согласования на такую перевозку. Не секрет, что в большинстве случаев участники перевозки пытаются решить вопрос с помощью взяток. Мы солидарны с надзорными органами в том, что контроль в этой сфере надо ужесточать».

Чаще всего перегруз фиксируется при перевозке оборудования, стройматериалов, а также овощей и фруктов, поставляемых из стран Средней Азии. Начальник Управления ГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области Сергей Штельмах рассказал на прошедшей 3 февраля пресс-конференции, что в 2015 году у него состоялась встреча с руководителем Хилокского рынка по вопросу нарушений параметров нагрузки на ось транспорта, идущего из Средней Азии. Как отметил Сергей Штельмах, с одной стороны, поставки фруктов и овощей из стран ближнего зарубежья решают продовольственный вопрос, а с другой — наносят значительный ущерб российским дорогам, в том числе и новосибирским. По словам Вячеслава Трунаева, раньше в список тяжеловесного транспорта, наносящего ущерб дорогам, можно было отнести перевозку инертных материалов. Однако с 24 июля 2015 года в федеральное законодательство были внесены поправки, и сегодня уже нет законных оснований на перевозку данных материалов.

СИСТЕМЫ ВЕСОГАБАРИТНОГО КОНТРОЛЯ

Между тем начальник отдела весового контроля Территориального управления автомобильных дорог Новосибирской области Игорь Горожанин отметил, что весогабаритный контроль в Новосибирской области осуществляется на сертифицированных площадках. Зачастую они находятся на местах выезда из карьеров — в Тогучинском, Искитимском и Черепановском районах. На текущий момент в распоряжении Ространснадзора — 1 передвижная станция, у Территориального управления автомобильными дорогами (ТУАД) — 4. После оборудования дорог Новосибирской области к 2017 году пятью дополнительными автоматическими, или динамическими, системами весогабаритного контроля их общее количество достигнет десяти. Всего по программе, разработанной в 2012 году и предусматривающей развитие весового контроля, предполагается установить 21 автоматическую систему, каждая из которых оценивается в 25 млн рублей. Сейчас в Новосибирской области нет ни одной стационарной системы, только динамические и передвижные.

Как отметил начальник отдела контроля международных автомобильных перевозок Сибирского управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александр Круппа, на сегодня в перспективе запланировано строительство пункта весового контроля при реконструкции трассы Р-254 в Чулымском районе Новосибирской области. При наличии финансов пункт будет оборудован в соответствии со всеми требованиями и нормативами.

Александр Круппа добавил, что в прошлом году после проведенной проверки 500 ТС было выявлено 48 нарушений. Среди них было зафиксировано восемь фактов 50%-ного превышения полной массы груза в перевозке инертных материалов. После изменений в КоАП, вступивших в силу с 24 июля 2015 года, стало возможно привлекать за перегруз ТС не только перевозчика, но и самого грузоотправителя. В то же время в ходе изменений в КоАП были сделаны послабления для перевозчиков, исключив административное наказание, предусмотренное лишением прав.

«Водители были привлечены к административной ответственности, — рассказал Александр Круппа. — Привлекли ряд грузоотправителей — по 250 тысяч за отгрузку сверх нормативов. Ими оказались организации, занимающиеся строительством и реконструкцией дорог. К сожалению, строят и сами разрушают».

ОТКУДА ШТРАФЫ?

Проблема недобросовестности грузоотправителей является достаточно актуальной для грузоперевозчиков. По словам Вячеслава Трунаева, в ситуации, когда идет конкурентная борьба за привлечение клиентов, перевозчики не всегда в состоянии повлиять на условия погрузки.

«Зачастую наши клиенты хотят максимально загрузить машину и тем самым снизить стоимость доставки, — добавил президент СААП. — В ряде случаев мы сталкиваемся с тем, что клиенты просто не разрешают водителю присутствовать при погрузке. Они игнорируют просьбы водителей не перегружать автомобиль и иначе распределить нагрузку на ось».

По словам Сергея Штельмаха, в результате проведения 10 тысяч взвешиваний в Новосибирской области сотрудниками Госавтоинспекции в отношении нарушителей было наложено порядка 50 млн рублей административного штрафа и взыскано около 42 млн рублей.

«Сейчас много материалов находится на обжаловании в суде, — добавил Сергей Штельмах. — Согласен, что факт погрешности при взвешивании имеет место. В то же время существуют моменты, на которые наши сотрудники при взвешивании не обращают внимание».

Погрешность систем весогабаритного контроля также приносит автоперевозчикам немало хлопот, поскольку в различных регионах страны показатели весов могут разниться на сотни килограмм. Так, автоперевозчики приводят пример компании «Сибирский экспедитор». Ее автомобиль следовал по маршруту Владивосток–Пермь, и на весах в Амурской области было зафиксировано превышение допустимой нормы почти на 670 кг. При этом взвешивания на динамических весах в других регионах никакого нарушения не фиксировали. В итоге компании Ространснадзором был назначен штраф в размере 100 тысяч рублей, руководителю «Сибирского экспедитора» Дмитрию Минору — 10 тысяч рублей. А руководитель компании «Автокомпас» Николай Пенягин принял решение выписанный штраф за перегруз, зафиксированный в Челябинской области, обжаловать в суде.

Порой автоперевозчикам приходится применять смекалку, чтобы доказать свою правоту и избежать несправедливого наказания в виде крупного штрафа. Автомобиль компании «АВМ-авто», благополучно прошедший на своем пути следования все пункты весового контроля, был задержан в Набережных Челнах за перегруз в 300 кг. Вовремя сориентировавшись в ситуации, водитель привлек автомобиль с грузчиками, принадлежавший грузоотправителю и находящийся неподалеку. После того как груз в кузове был размещен иначе, инспектор Ространснадзора отказался от каких-либо претензий к перевозчику.

«Случай в Набережных Челнах — далеко не единичный, — констатировал череду превышений массы груза по нормативам директор «АВМ- авто» Михаил Авраменко. — У меня складывается впечатление, что весы настроены таким образом, чтобы была возможность наказывать людей за перегруз. У меня сохранились копии чеков, когда наш автомобиль был оштрафован в Советском районе Новосибирска без дополнительного взвешивания. На ходу были взвешены машины, перевозившие примерно 17–18 тонн, и тут же снято с карточки два раза по 2 тысячи рублей, будто вес автомобилей составлял 27–28 тонн».

Однако директор ООО «Байт-Транзит-Регион» заметил, что его компания с такой проблемой практически не сталкивается, и расхождения в весе на пунктах весового контроля не возникают.

РАВНЕНИЕ НА ЗАПАД

По мнению Вячеслава Трунаева, подобного «разнобоя» в показаниях систем весогабаритного контроля можно избежать, если создать единую электронную систему данных о результатах взвешивания большегрузных автомобилей. Если все пункты весового контроля РФ будут работать в общей базе в режиме реального времени, то удастся избежать разницы в показаниях весов и повторного наказания для одного и того же ТС с тем же грузом в пределах одной поездки.

В числе других предлагаемых мер значатся введение единого сертификата взвешивания, несколько контрольных весов в одном регионе, создание специализированных штрафстоянок для задержанных автомобилей по причине перегруза, а также одновременное использование динамических весов и стационарных. Последняя мера была предложена потому, что точность одних динамических весов небольшая, и при скорости автомобиля выше 20 км в час погрешность может достигать 11%. Кроме того, на точность влияют моменты торможения и разгона, когда нагрузка может перемещаться на переднюю или на заднюю ось.

По словам председателя правления СААП Алексея Лядусова, в США грузовик, проезжая динамические весы с нарушением, останавливается красным сигналом светофора и проезжает на дополнительное взвешивание на стационарных весах. Применение подобной схемы, в частности в Новосибирской области, позволило бы вычленить перегруженный транспорт в потоке и после контрольного взвешивания выписать административный штраф нарушителю. На сегодняшний день автоматические системы регистрируют множество превышений допустимой массы автомобилей, фиксируя только на «бумаге» ущерб автомобильным дорогам. Одновременно с этим автоматические системы позволяют выборочно штрафовать водителей за перегруз без проведения контрольного взвешивания. На предложение Алексея Лядусова дополнить динамические весы стационарными для улучшения системы взимания штрафов Игорь Горожанин ответил, что на реализацию проектов необходимо время.

«Это определенная последовательность действий, которая подразумевает реализацию всех этапов программы, а также совершенствование законодательства», — добавил начальник весового контроля ТУАД.

Мария Лисица

Континент-Сибирь 20 февраля 2016 года

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики