Как известно, с 1 апреля примерно на два рубля за литр увеличится акциз на бензин и на рубль — на дизельное топливо. Почему и зачем?
Любые горюче-смазочные материалы — неэластичный по спросу товар, то есть спрос почти не падает при росте цены. Причина в том, что без грузовых и пассажирских перевозок работать невозможно (на них приходится более 50% потребления топлива), а люди, несмотря ни на что, не отказываются от личного автотранспорта. Первое — очевидно. Во втором легко убедиться без всякой статистики, зайдя в любой двор жилого дома Новосибирска утром в воскресенье, когда яблоку негде упасть, и днем в понедельник, когда все разъезжаются. Логично, что повышение акциза не приведет к падению продаж топлива.
Состояние бюджета России оставляет желать лучшего, поэтому в условиях экономического кризиса использование легко администрируемых видов обязательных сборов по неэластичным группам товаров вполне оправданно. Топливо продается на заправках официально, в большинстве — крупными федеральными компаниями, поэтому ни о каком уходе от уплаты речи быть не может.
Определенный плюс в том, что ожидаемо неизбежные меры по повышению акцизов предприняты перед летним сезоном. Как известно, дизельное топливо бывает трех марок: летнее, зимнее и арктическое. Самое дешевое — первое, и подорожание может быть нивелировано тем, что по «старой» цене будет продаваться «новое» летнее топливо, и экономика в течение полугода (до осени) этого «не заметит».
Если ситуация в национальной экономике будет ухудшаться, дальнейшее увеличение акцизов почти неизбежно. Теоретически их можно поднимать постоянно.
К чему это приведет? Несомненно, произойдет очередное стимулирование инфляции — не в последнюю очередь должны подорожать продукты. Главный вопрос — на сколько? И 1-2 рубля к стоимости бензина и дизтоплива — это много или мало? Если сегодня литр топлива стоит 35-36 рублей, то увеличение цен произойдет на 3-5%. Нельзя сказать, что все подорожает именно на столько, ведь доля расходов на транспортные перевозки в конечной цене товаров ≈20-30%. Из этого, уровень инфляции может увеличиться на ≈1%. Немного? В докризисном 2013 году годовая инфляция составляла всего 6,5%. К тому же изменение цены на топливо — не единственный инфляционный фактор. Более того, он определяет повышение цен на изготовление товаров, которые потом нужно привезти в магазины. Замкнутый круг. Поэтому надежд на существенное замедление инфляционных процессов в 2016 году практически нет.
Рецептов сдерживания инфляции много. В первую очередь, стоило бы рассмотреть возможность заморозки тарифов естественных монополий (есть термин, введенный член-корр. РАН Г.А. Тосуняном — «тарифляция»), уменьшения государственных расходов и так далее.
Юрий Эзрох, доцент кафедры банковского дела Новосибирского государственного университета экономики и управления
Текст предоставлен пресс-службой НГУЭиУ