Вчера, 10 марта 2016 года, Сибирская ассоциация автомобильных перевозчиков провела семинар на тему «Замена аналоговых тахографов на цифровые».
Несколько месяцев назад Минтранс РФ неожиданно сократил на полтора года срок замены тахографов. Процедура должна завершиться до 1 июля 2016 года. «Перевозчиков изменение сроков замены категорически не устраивает. Им придется отвлечь на приобретение нового оборудования большие финансовые ресурсы. Переоснащение одной машины оценивается примерно в 50 тыс. рублей», — сказал, открывая семинар, президент СААП Вячеслав Трунаев. По его словам, у перевозчиков накопилось много вопросов и о предстоящей замене приборов, и по поводу самих нормативов режима труда и отдыха водителей, соблюдение которых и контролируется с помощью тахографов.
В ходе семинара на эти накопившиеся вопросы ответили директор филиала федерального бюджетного учреждения «Агентство автомобильного транспорта» Андрей Пак, подполковник полиции, инспектор по особым поручениям отдела технического надзора УГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области Алексей Иволга и директор компании «Тимфорс» Дмитрий Бугаев. В работе семинара также принял участие председатель Общественного совета по функционированию и развитию дорожно-транспортного комплекса Новосибирской области Алексей Носов.
Андрей Пак выступил с докладом «Об изменениях нормативно-правовой базы, регулирующей функционирование системы тахографического контроля в 2015-2016 гг.». Он проинформировал перевозчиков о том, что теперь тахографы должны быть установлены и на транспортных средствах, оснащенных кранами и манипуляторами.
А вот в перечень видов транспортных средств, на которые можно не устанавливать тахографы, включены, например, учебные автомобили (при условии не осуществления коммерческих перевозок), транспортные средства, проходящие дорожные испытания, а также транспортные средства, принадлежащие сельхозпроизводителям и предназначенные, в частности, для перевозки рыбы, молока, удобрений.
Запрет на эксплуатацию аналоговых тахографов не коснется нескольких категорий транспортных средств. Среди них, например, ТС, оснащенные контрольными устройствами в соответствии с требованиями ЕСТР и имеющие карточку допуска к международным автомобильным перевозкам.
«Может ли перевозчик эксплуатировать такое транспортное средство с аналоговым тахографом не только на международных, но и на внутрироссийских рейсах?», — интересовались руководители компаний.
«Да, может. Предъявляете карточку допуска к осуществлению международных перевозок – и все», — ответил Андрей Пак.
Подполковник Алексей Иволга проинформировал перевозчиков, что с начала года в Новосибирской области сотрудники ГИБДД оформили уже порядка 60 протоколов о нарушении водителями режима труда и отдыха, а также больше тысячи протоколов за нарушения правил установки тахографа.
Но к нарушениям режима труда и отдыха нередко подталкивает отсутствие в стране необходимой инфраструктуры, объясняли перевозчики. «Машину с опасным грузом никто не пустит на обычную стоянку. А специальных стоянок нет нигде, кроме Абакана. Вот и приходится водителю не на тахограф смотреть, а искать безопасное место для стоянки», — объяснял директор компании «Маник» Евгений Демченко. По словам Алексея Иволги, УГИБДД знает об этой проблеме, поставило в известность о ней правительство региона, но ответа пока нет.
Президент СААП Вячеслав Трунаев напомнил собравшимся, что Министерство транспорта РФ еще в 2004 году установило для водителей обязательный еженедельный непрерывный отдых продолжительностью не менее 42 часов. На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 часов. По его словам, эта норма, заимствованная из Европы, в российских условиях не работает, а непрерывный 29-часовой (и тем более 42-часовой) отдых зачастую приносит самому водителю больше вреда, чем пользы.
Вынужденное длительное безделье провоцирует водителя на употребление алкоголя, подтвердили перевозчики. «После праздника Восьмого марта пришлось отправлять водителя самолетом в Санкт-Петербург, чтобы вытаскивать одного алкаша из кабины», — рассказал владелец одной из транспортных компаний.
В малозаселенных районах Сибири недостаточно развита сеть придорожных стоянок для большегрузных автомобилей. А к стоящему на обочине дороги автомобилю нередко начинают проявлять интерес криминальные элементы. «Такое впечатление, что вернулись девяностые годы. На некоторых трассах преступники умудряются даже на ходу из фур вытаскивать товары. Что уж говорить об остановке на обочине!», — восклицал один из директоров. Другие подтверждали, что при проезде, например, через Забайкальский край, им не до соблюдения режима труда и отдыха: «Мы своим водителям вынуждены говорить, наоборот, ни в коем случае там не останавливайтесь. Место опасное – не только товар пропадет, но и голову могут оторвать».
Президент СААП считает, что в утвержденное Минтрансом РФ «Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» необходимо внести изменение. Разрешить, в виде исключения транспортным компаниям, занимающимся междугородными перевозками, предоставлять водителям непрерывный отдых не раз в неделю, а по окончании командировки. При этом, соответственно увеличить продолжительность такого отдыха. Например, вплоть до 60 часов. Участники семинара предложили тщательно проработать обоснование такого изменения, чтобы у чиновников и депутатов не нашлось оснований для отказа.
Подводя итоги семинара, Вячеслав Трунаев сказал, что предложения перевозчиков будут отражены в письме, которое Ассоциация планирует направить в Минтранс РФ и Общественному совету при комитете по транспорту Государственной Думы РФ.