На строительство российского участка «Шелкового пути» необходимо порядка 700 млрд. рублей, и эти деньги в стране есть, считает депутат Госсовета РТ, владелец компании «СМП-Нефтегаз» Фоат Комаров. Накануне в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» он рассказал, почему вложил в татарстанский участок трассы 17 млрд. рублей, но при этом не чувствует помощи от минтраса РТ, сравнил российскую экономику с «автомобилем без топлива» и раскритиковал либеральных экономистов.
КТО СТАВИТ ПАЛКИ В КОЛЕСА
Сегодня депутат Госсовета РТ, владелец альметьевской компании «СМП-Нефтегаз» Фоат Комаров — единственный частный инвестор, который ведет на территории России строительство по анонсированному более 10 лет назад межправительственному проекту «Европа-Западный Китай»: 8,5 тыс. км автотрассы (российский участок — 2,3 тыс. км) планируется протянуть от Санкт-Петербурга до китайского порта Ляньюньган. Китайцы свою часть уже построили, Казахстан свою вот-вот достроит. Российский участок начинала компания Комарова: в 145 км трассы «Алексеевское — Альметьевск» бизнесмен на сегодня вложил 17 млрд. рублей.
«Земляное полотно поднято на 130 километрах трассы, объем земляных работ — 38 миллионов кубометров земли, мы уже выполнили 28 миллионов кубометров, там уже есть грунтовая дорога», — рассказал Комаров, причем, по его словам, «под ключ» вся 145-километровая трасса обойдется не менее чем в 74 млрд. рублей, это с развязками, путепроводами, дорожной «одеждой». Однако на этом Комаров не остановился: его компания фактически контролирует 1,4 тыс. км трассы из 2,3 тыс. км российского участка «Шелкового пути» — проводит изыскательские работы, трассировку, оформление земли. Гость редакции сообщил, что в мае госкорпорация «Автодор» представит правительству России предложенный Комаровым вариант прокладки этой трассы: это дорога, пролегающая по маршруту «порт Усть-Луга — Санкт-Петербург — Москва — ЦКАД — Нижний Новгород — Казань — Кумертау — Оренбург.
Для реализации дела своей жизни Комаров создал внутри своего холдинга четыре компании, которые отвечают изыскательные, проектные и строительные работы в Татарстане, Марий Эл, Башкортостане, Ленинградской и Вологодской областях. В каждом из этих регионов альметьевская компания заручилась поддержкой их правительств. Проблемы, как это ни странно, возникли только в нашей республике: «Татарстан — единственный регион, с которым у нас нет соглашения об инвестиционном сотрудничестве!» — возмущенно говорил гость редакции. Несмотря на то, что президент РТ Рустам Минниханов не раз высказывал поддержку Комарову, палки в колеса, по его мнению, вставляет татарстанское отраслевое министерство, которое затягивает оформление документа. В результате, как высказался бизнесмен, его компания ведет работы фактически на птичьих правах, без юридического обеспечения.
О ДОРОГЕ «НАШЕПТАЛИ» МЕРТВЫЕ
«СМП-Нефтегаз» готова полностью построить автобан на территории республики: «Дорога отрассирована, подготовлена под строительство по всей республике, — рассказал Комаров. — Если поможет бюджет, придут другие инвесторы, по Татарстану 440 километров мы построим». Все дело, как всегда, упирается в деньги: «Если брать из расчета 300 миллионов рублей на километр дороги, то на 440 километров потребуется порядка 145 миллиардов рублей, на весь российский коридор — около 700 миллиардов», — назвал суммы Комаров.
На скептическое замечание о том, что вряд ли во время кризиса стоит рассчитывать на такие колоссальные вливания, Комаров заявил, что если захотеть, то деньги найти можно. «Денег в России навалом, надо работать, выпускать товар. Во всем мире действует один закон: товар-деньги-товар. А у нас закон Адама Смита не действует, — указал Комаров, заодно раскритиковав либеральный блок правительства. — Либеральные экономисты говорят: нельзя давать деньги на экономику. Это то же самое, как если бы сказать, что нельзя заправлять топливом автомобиль! Сегодня российская экономика — это автомобиль без топлива. Во всем мире принимаются отрицательные процентные ставки, а у нас предприниматель ниже 20 процентов кредитоваться не может. При этом государство выдает контракты, где рентабельность прописывается в 8 процентов! Это же абсурд!»
Что касается планов, то в 2016 году при благоприятном стечении обстоятельств Комаров рассчитывает инвестировать в свои дорожные проекты порядка 1 млрд. рублей (столько было вложено и в 2015-м). На вопрос, почему он взялся за проект, который не то что неизвестно когда окупится, но даже непонятно когда будет реализован, Комаров ответил: «Мне о нем „нашептали“ мертвые: на трассе „Казань-Оренбург“ ежегодно гибли люди, ее называли „дорогой смерти“. Но когда в страшной аварии погибли несколько сотрудников нашей компании, я для себя решил окончательно». Но и пессимизма по поводу реализации проекта он не испытывает: «Я конечно, авантюрист, но — расчетливый!», — ответил бизнесмен сомневающимся в целесообразности им принятых решений.
Бизнес Online 8 апреля 2016 года